адвентисты седьмого дня запрещены в россии или нет в 2021 году

«Непонятно, почему органы власти не обращают на нас внимание»: интервью с пастором церкви «Адвентистов Седьмого дня»

12mhvbpyuioto

— На прошлой неделе митрополит Евгений (Кульберг) рассказал, что ему поступило приглашение от «Адвентистов Седьмого дня» на молитвенный завтрак. Что это за мероприятие?

— На молитвенный завтрак, как правило, приглашают представителей разных религиозных течений — руководителей и лидеров. К примеру, однажды нас посетил священник римско-католического прихода в Екатеринбурге. Также на нашем молитвенном завтраке выступил председатель Духовного управления мусульман Свердловской области Абдуль-Куддусс Ашарин. Шесть лед назад организаторами этого мероприятия в Екатеринбурге была организована встреча с митрополитом Кириллом (Наконечным). Ее инициировал один из руководителей Евро-Азиатского Отделения нашей церкви Олег Гончаров. Поскольку он входит в состав совета при президенте РФ, он же член Общественной палаты и Генеральный секретарь Российской ассоциации защиты религиозной свободы, то с его участием такие встречи организуются.

В этом году в качестве спикера был приглашен митрополит Евгений. Он уже дал ответ в своем telegram-канале, что не может быть на этом мероприятии по причине особого богослужения в этот день.

img 4546 1

— Но в Москве и других регионах Центральной России можно увидеть, что представители РПЦ все-таки участвуют в совместных молитвах с инославными?

  Евгений Екимов С 1998 года пастор церкви христиан Адвентистов седьмого дня. С 2013 года директор отдела общественных связей и религиозной свободы Уральского объединения церкви АСД. С 2015 года председатель регионального отделения Российской ассоциации защиты религиозной свободы в Свердловской области. Аспирант богословия. Автор и ведущий телепрограммы «Суть мужчины».    — Если говорить о молитвенном завтраке в Москве – там действительно присутствуют представители православия, в том числе священнослужители. Но они приходят как частные лица, по своей инициативе. Хотя на последнем молитвенном завтраке был руководитель секретариата по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей МП РПЦ иеромонах Стефан (Игумнов). Он выступил с приветственным словом от имени митрополита Илариона (правда, в молитвенных мероприятиях он не участвовал). Замечу, что в Москве молитвенный завтрак уже сформировался не только как религиозное мероприятие. Там выступают представители общественности, деятели культуры и органов власти.

img 4559 1

— Тогда такой вопрос. Сильно ли отличается отношение со стороны православных к протестантам в Свердловской области и Москве? Помнится, в «нулевые» годы миссионеры Екатеринбургской епархии нередко относили протестантские общины к сектам.

— Действительно, когда миссионерские отделы возглавляли скажем очень рьяные руководители, они иногда провоцировали неприятные ситуации. Они влияли и на СМИ, и на представителей органов власти. Как следствие, к примеру, появлялись очерняющие публикации. Мне лично приходилось с этим сталкиваться, когда в одном из СМИ появилась негативная публикация о том, что наша церковь якобы представляет для кого-то опасность.

Я обратился к журналисту, и он сказал, что ему так сказал некий батюшка. Я ему предложил обратиться за разъяснениями к религиоведам или представителям власти, взаимодействующим с конфессиями, но он отказался. Ему достаточно было того, что сказал батюшка.

— То есть сказывался недостаточный уровень понимания религиозных деноминаций?

— В то время да. Но когда руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии сменился, я с ним познакомился, побеседовал. Я также вполне коммуникационно пообщался с руководителем отдела внешних связей, протоиереем Максимом Миняйло. И с того времени я не слышал, чтобы с их стороны были поползновения с негативом в наш адрес.

В итоге сейчас по большому счету РПЦ не обращает внимание на евангелистические церкви, считая их незначительными. Поэтому на диалог с нами не идут, но и не конфликтуют с нами.

— А как вы охарактеризуете отношения протестантов с властями?

В Свердловской области на уровне региональной власти такого нет. Я несколько раз писал письма на имя губернатора Евгения Куйвашева с предложением создать региональный совет по образцу Совета при президенте. Впоследствии мы беседовали по этому вопросу с директором департамента внутренней политики, но они считают, что в этом нет необходимости.

— Как они это обосновывают?

— Практически никак. Говорят, что открыты для диалога, но в создании отдельной площадки необходимости не видят.

— А на уровне администрации Екатеринбурга какие взаимоотношения?

— Городская администрация с нами вообще не взаимодействует. Раньше лет 7-8 назад они участвовали в совместных мероприятиях, содействовали в решении вопросов. Сейчас же на все письма никакой реакции.

        Было время в 90-е годы, когда религиозные организации могли арендовать помещения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности. Сейчас на это, по всей видимости, сверху наложено табу. Если придти в какой-нибудь ДК или госучреждение для аренды помещений и сказать, кто мы – нам говорят: «У нас все занято». Хотя по закону запрета нет.                            «Церковь — не религия»: уральские пятидесятники — кто они?                   — В целом интересно, как много протестантов проживают в Свердловской области? Местные религиоведы говорят, что они не поддаются учету, поскольку часть общин не зарегистрированы.

— Нужно сразу сказать, что есть зарегистрированные Минюстом РФ религиозные организации, а есть религиозные группы, на которых это требование не распространяется. По официальным данным, в Свердловской области у РПЦ имеется 580 зарегистрированных организаций, у ислама – 90, у евангельских объединений – 106. В процентном соотношении у РПЦ 71,78% от всех зарегистрированных организаций, ислам – 11,13%, евангельские – 13,11%.

Получается, что евангельских церквей на Среднем Урале больше, чем мусульманских общин. По России немного другая картина. У РПЦ – 60%, у ислама – 19,27% (за счет республик, где проживает преимущественно мусульманское население), у евангельских церквей – 11,26%.

— По приходам судить о многочисленности верующих сложно, поскольку есть приходы, где насчитывается небольшая группа прихожан.

— В этой статистике не учтены религиозные группы, которые не зарегистрированы.

— Почему?

— Религиозные группы, как правило, создаются в небольших населенных пунктах. В них насчитывается немного человек: 10-15. А регистрация требует полной отчетности: налоговая, пенсионная и так далее. Для этого нужны бухгалтеры и юристы которые могли бы обеспечить эту работу. Нужно понимать, что в отличие от РПЦ у протестантов нет единой централизованной вертикали.

Поэтому малочисленным приходам проще объединиться в религиозные группы. Они могут подать уведомление раз в год. Если же вступит в силу законодательная инициатива, которая обяжет их регистрироваться, тогда им придется собирать полный пакет отчетности. Вот тогда мы увидим реальную картину.

       Хотя, если судить по имеющейся статистике, то видим, что в Свердловской области евангельские церкви занимают второе место по численности. При таком соотношении непонятно, почему органы власти не обращают на нас внимание. Может, дело в том, что протестанты сами по себе миролюбивы, не создают проблем и аполитичны.       

— Вместе с тем, именно протестантские общины вызвали повышенный интерес надзорных органов, когда вступил в силу так называемый пакет законов Яровой. Известно, что в первые годы закон об ограничении миссионерской деятельности применяли чаще всего к евангельским общинам. К настоящему времени ситуация каким-либо образом изменилась?

— Действительно, за время существования этого закона было более сотни судебных дел в разных регионах России. Подавляющее количество решений было не в пользу евангельских церквей и отдельных верующих. В принципе, когда принимают какой-то закон, касающийся деятельности религиозных организаций, то его применение зависит от личности представителей надзорных органов. Кто-то, например, хочет показать свое рвение и начинает его применять, не вдаваясь в детали.

Я был на нескольких таких заседаниях и в ситуациях конкретных людей. Например, человек раздавал газеты, религиозной организации. Эти газеты ему понравились, и он решил поделиться ими с людьми. Его остановили полицейские и спросили, где он взял газеты. Он ответил: «В церкви». Но он не был членом религиозной общины. А существует 28 статья Конституции РФ, которая гарантирует человеку делиться с другими своей верой. Однако полиция составила протокол об административном правонарушении, и суд оштрафовал его на 5 тысяч рублей. А за что? За то, что человек делился своими убеждениями. Подобных решений было очень много.

— За отсутствие маркировки на религиозной литературе и таблички на зданиях церкви с полным наименованием религиозного объединения. Органы власти требовали даже, чтобы эта табличка была на воротах перед зданием, хотя закон не оговаривает, где должна располагаться эта табличка. В судах из-за этого юристам очень часто приходилось биться с правоприменителями.

Также суды выносили решения о штрафах за проведение богослужений в жилых домах. В итоге отдельным людям и отдельным религиозным организациям удалось дойти до Конституционного суда РФ, где были даны разъяснения по поводу этих законов. Например, было объяснено, что маркировка литературы касается изданий, предназначенных для миссионерской деятельности. Литература, находящаяся на территории здания, предназначенного для деятельности религиозного объединения, не нуждается в маркировке, если она не предусмотрена для миссионерских целей. То есть Библия, песенник или литература, находящаяся в продаже, не должны маркироваться.

      После дачи этого разъяснения с 2017 по 2019 годы количество таких дел в отношении протестантских общин стало сокращаться. К правоприменителям начало приходить понимание, что заниматься такими проверками бессмысленно.      

При поддержке Славянского правового центра мы начали организовывать ликбез для протестантских пастырей. Своего рода юридическое религиоведение, где разбирались самые основные законы и права для религиозных организаций. К примеру, если представители надзорных органов приходят во время богослужения, они ограничены в действиях. Потому что за срыв богослужения предусмотрена уголовная ответственность (часть 2 статья 148 УК РФ). Все уже научены – и та и другая сторона, потому таких судов стало меньше.

— Недавно в России был принят так называемый закон о просветительской деятельности. На ваш взгляд, он может повлиять на религиозные объединения?

— Этот закон касается образовательной, а не религиозной деятельности. Более того, религиозное образование прописано в законе о свободе совести. Поэтому религиозных организаций это не должно коснуться, если только речь не идет о лицензированных учебных заведениях, например, духовная академия университет. У них в уставе могут произойти изменения. Что касается проведения, к примеру, библейских уроков, я думаю, тут не стоит переживать представителям религиозных объединений.

     Счетная палата забраковала скандальный законопроект о просветительской деятельности       — В тоже время недавно Госдума приняла законопроект, который напрямую относится к религиозной деятельности – обязательная переаттестация для священнослужителей, которые получили образование за рубежом. А известно, что с 1990-х годов восстановлением протестантских общин занимались пасторы, приехавшие из-за рубежа. Как этот законопроект повлияет на положение евангельских сообществ?

— На сегодняшний день практически все евангельские церкви имеют свои учебные заведения на территории России. У вуза Адвентистов седьмого дня, к примеру есть государственная аккредитация.

Да, есть пастыри, которые получили образование за рубежом, но в законе есть оговорка, что те кто является действующими священнослужителями, они не нуждаются в переаттестации. А те, кто захотят получить образование после принятия закона, им придется пройти переаттестацию. Я пока не представляю, как это будет реализовываться. Посмотрим каким будет окончательная редакция документа.

Читайте также:  брага для самогона сколько дней должна стоять брага

Другой вопрос в том, что наши правоприменители иногда слишком усердствуют, о чем я говорил выше. Они могут воспользоваться пробелами законодательства, как в случае с «пакетом Яровой». У нас есть опасения, что и с этим законом может произойти тоже самое в правоприменении.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

Источник

443

#константинеску #субботняя_школа #даниил #книга_даниила #гонения #запугивание #упадок_церкви

ПОЧЕМУ НЕ НАЧИНАЮТСЯ ГОНЕНИЯ НА АДВЕНТИСТОВ

Последний абзац из вступления к 4-му уроку по книге Даниила говорит: «Хотя столкновение с угрозой смерти из-за поклонения сегодня может казаться чем-то донаучным и диким, Священное Писание ясно говорит о том, что в конце времени нечто подобное произойдет в нашем высокоразвитом мире, но уже в мировом масштабе..»

Обычно адвентисты одобряют религиозные законы, когда они написаны против других деноминаций, но не против нас. Мы молчим, когда вводят смертную казнь за гомосексуализм в Уганде, когда убивают атеистов в Саудовской Аравии, и христиан (не адвентистов) в исламских государствах, мы не протестуем, когда преследуют свидетелей Иеговы и др. Навряд ли кто-то будет протестовать, если начнутся гонения на адвентистов. Хотя я сомневаюсь, что такое время придет. Нет необходимости искоренять адвентистов, мы и так на пути вымирания, церковь АСД умирает, для нас нет необходимости в огненной печи.

Церковь вымирает, потому что она сама себя убивает. Урочник по книге Даниила — это акт самоубийства. Я смотрю на книги Елены Уайт критически, но я все же их читаю, и она нас предупреждает в Советах для писателей, редакторов и издателей: Придет время когда доктрина АСД будет подробно исследована другими, и, что бы не попасть в неловкое положение, нам самим требуется тщательно их исследовать, и все, что не соответствует действительности, необходимо отбросить. Тот факт, что в течении десятилетий мы придерживались определенной позиции, не значит, что эта позиция истинна, время не делает ошибку истиной.

Мы не только отказываемся пересмотреть наши доктрины, мы отказываемся даже от дискуссии, если определенные точки зрения еще пригодны. Более того, мы еще добавляем их к 28 или 29 пунктам вероучения, считая их чуть ли не упавшими с небес. К таким абсурдным пунктам относится возраст земли в 6000 лет, позиция о том, что все виды животных являются фиксированными, которая игнорирует все данные биологии, и, не в последнюю очередь, наша точка зрения по отношению к книге Даниила. Все это ведет к смерти церкви.

По статистике в США за последние 10 лет 70% молодежи покинули церковь, это очень много. Церковь стареет. И проблема не в возрасте, а в том, что остаются те пожилые люди, которых Павел предупреждает: *бабьих басен отвращайся* (1 Тим 4:7), те, кто живет в фантазиях бабьих басен. Другой фактор в том, что количественно большинство адвентистов происходит из стран третьего мира, где уровень образования намного ниже.

Молодежь покидает церковь, и одной из причин этого является интернет. Работающему человеку некогда ходить по библиотекам, но у него есть быстрый доступ к информации. Такие люди либо покинули церковь, либо еще ходят и смеются, слушая комментарии к нашим урочникам. Большинство тех, кто остался, — это люди невысокого интеллекта, с вагоном предрассудков, и в большинстве преклонного возраста. Мы достигли такой стадии, что нам больше не удается удержать членов церкви без методов промывки мозгов, а для этого надо прибегнуть к устрашению, и мы успешно запугиваем их апокалиптическими ужасами из Даниила и Откровения.

Если Бог есть любовь, Он не требует от тебя, чтобы ты умер ради абстрактной идеи или теологии, чтобы ты пожертвовал семьей ради абстрактной идеи. Иисус подтвердил это, когда сказал: Не человек для субботы, а суббота для человека.

Наш урочник обращается к низшим инстинктам, к страху, запугиванию, боязни огня. Мы говорим, что мы любим Бога, но Бог, который бросает тебя в печь, если ты не исполнил все Его капризы в мельчайших подробностях, не может быть любим. Это просто стокгольмский синдром, когда ты боишься кого-то, и утверждаешь, что любишь его. Это синдром избитой жены: бьет значит любит, и я его люблю. Мы самоубийцы, потому что мы идем в пустыню с закрытыми глазами, мы там однозначно погибнем.

Эдмонд Константинеску, пастор румынской церкви АСД, Чикаго


Другие статьи автора www.vk.com/econstantinescu
Перевод Игорь Белый

Источник

Адвентисты 7-го дня — кто это и чем отличаются от православных

Узнайте все самое интересное и полезное об адвентистах седьмого дня, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое адвентизм

Адвентизм (в переводе с латинского означает “пришествие”) – религиозное течение протестантского толка. В основе вероучения адвентизма лежит вера в скорое Второе пришествие Иисуса Христа. Также адвентисты 7-го дня особое значение придают почитанию субботнего дня. В этом отличие от христианства, где почитается воскресный день воспоминание о Христовом Воскресении.

Церковь адвентистов седьмого дня

Адвентизм зародился в США, его основателем считается баптистский проповедник Уильям Миллер (1782 – 1849). В 1831 году ему якобы удалось вычислить дату Второго Пришествия Иисуса Христа – 1843 год. Через некоторое время было сделано уточнение, что дата Пришествия может варьироваться в промежутке от 21 марта 1843 до 22 октября 1844. Многие американские протестанты поддержали его идею. Образовалось новое движение, которое получило свое название от латинского слова, означающего “пришествие” – адвентизм.

Но приверженцев идеи о скором Втором Пришествии ждало разочарование. Ни в 1843, ни в 1844 годах ожидаемого ими события не произошло. После этого многие верующие отпали от общины Миллера, а оставшиеся адвентисты разделились на несколько ответвлений. Среди них выделились:

– адвентисты-реформисты. Они считают, что остальные адвентисты отступили от 4-ой и 6-ой Заповедей (запрет работать в субботу и брать в руки оружие);

– Евангельские адвентисты, полностью отвергающие традиционное понимание Страшного Суда.

Адвентисты седьмого дня — кто они? Наиболее крупная община сформировалась вокруг Хирама Эдсона (1806 – 1882). Он утверждал, что дата Второго Пришествия была рассчитана верно. Но Спаситель пришел не на землю, как предсказывал Миллер, а в “Небесное святилище”. Этим термином обозначается некий храм Бога на небе, где происходит очищение человека от грехов.

В 40-х годах XIX века этим движением был установлен особый день – суббота как «памятник сотворения мира». В Ветхом Завете седьмой день творения мира отмечен как символ полноты мироздания и исполнения Божественного Замысла. Отсюда и пошло название – адвентисты 7-го дня.

Важную роль в становлении организации сыграли бывшие методисты Елена Уайт (1827 – 1915) и ее супруг Джеймс Уайт (1821 – 1881). Они смогли систематизировать вероучение и принять общие для всей церкви доктрины. Елена утверждала, что видит пророческие сны и получает откровения от Бога о Его служении в “Небесном святилище” и другие видения. Они затем стали вероучительными доктринами адвентизма.

Особенности адвентистского вероучения

Главной духовной книгой для адвентов считается Библия. Причем особое место занимает Ветхий Завет, в котором повышенное внимание уделяется соблюдению 10 ветхозаветных заповедей. Также вероучительным фундаментом адвентизма являются труды Елены Уайт. Она почитается в качестве Божьего пророка, открывшего духовные истины, недоступные обычным людям.

Соблюдение субботнего дня, по мнению адвентистов, имеет важное значение для спасения души человека.

Адвентисты утверждают, что во время Второго Пришествия истинные верующие будут спасены. А те, кто отверг благодать Божью, будут сожжены божественным огнём. Причём в этом огне будут полностью уничтожены души грешников.

Учение о “следственном суде” – утверждение, что Спаситель вошел в 1844 году в Небесный храм и является в нем ходатаем за грешников на суде. Именно с этого момента и начался Божий суд над людьми.

Также Еленой Уайт было установлено “санитарное служение”. В эту миссию входит оказание медицинской помощи и пропаганда здорового образа жизни. А также отказ от некоторых “нечистых” видов пищи, запрещенных в Ветхом Завете (например, свинина).

Адвентисты 7-го дня – секта? Расхождения с Православием

Как и все протестантские течения, адвентисты седьмого дня не признают Священного Предания. По их мнению, вся полнота Слова Божьего содержится в Библии, никаких дополнений и разъяснений к Писанию не требуется. Православные христиане, опасаясь неверно истолковать вероучение и впасть в ересь, опираются на благодатную мудрость Святых Отцов в трактовке Библии.

Адвентисты соблюдают субботний день и не признают особого дня Воскресения Иисуса Христа. Православные особо чтят воскресный день и именно его посвящают Богу.

По мнению адвентистов, спасение души зависит лишь от веры в Иисуса Христа, вне зависимости от внешних религиозных обрядов и исполнения заповедей. Православная Церковь следует сформулированному апостолами принципу “вера без дел мертва.”

Адвентисты 7-го дня отвергают бессмертие души. Они считают, что душа грешников будет сожжена безвозвратно по приговору на Страшном Суде. В Православии душа считается бессмертной. Посмертная участь души будет определена Богом в зависимости от земной жизни, поступков и веры человека.

Адвентисты верят, что земная жизнь Спасителя и Его Воскресение – это лишь часть миссии. После 1844 года Иисус Христос является Первосвященником в Небесном Святилище. Православная Церковь не находит подтверждения этому в Писании и Предании.

У адвентистов служение состоит из чтения Библии и проповеди. В Православии огромное значение имеет Литургия – богослужение, суть которого Причащение Святых Христовых Тайн, духовное и физическое соединение с Богом.

Русская Православная Церковь оценивает адвентистов седьмого дня как одну из протестантских сект, не имеющих корней и тесных связей с христианством».

“Для адвентистов скорее свойственны языческие представления о Божестве. Не понимая духовного бытия, они начали представлять духов по образу плоти, впадая в обычный антропоморфизм. Бог превратился у них в того самого «старичка на облаках», над которым так злобно смеялись атеисты, и мало чем отличается от Зевса. И это еще более любопытно, учитывая то, что большинство своих отклонений от традиционной христианской догматики и адвентисты объясняют очищением от «языческих влияний»” (Священник Даниил Сысоев, “Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы”).

Источник

Протестантский пастор — о том, как плановая борьба с религиозными организациями может привести к краху государства

Недавно, 28 июля, в России в очередной раз отмечали День крещения Руси князем Владимиром. Для большинства в нашей стране именно православие олицетворяет собой христианство. И не только для тех, кто сам является его приверженцем или относится к нему положительно, но и для тех, кто активно выступает против клерикализации государства и общества. За линией этого противостояния нередко не замечается еще целый культурно-религиозный пласт, у которого сегодня тоже есть свои проблемы. Это разнообразные протестанты, которые уверены в том, что именно их учения правильно трактуют Евангелие. Так получается, что в последнее время, согласно «закону Яровой» о миссионерской деятельности, протестанты на местах стали подвергаться давлению со стороны властей.

О состоянии религиозной свободы и о том, есть ли в России преследование христиан-протестантов, мы поговорили с Олегом Гончаровым, пастором Церкви Адвентистов Седьмого Дня, генеральным секретарем Российской ассоциации защиты религиозной свободы и членом Общественной палаты РФ.

«Маркировать Библию является кощунством»

— Как бы вы оценили состояние свободы совести и вероисповедания в России на данный момент?

— Как известно, законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам и лицам, законно находящимся на территории страны, свободу вероисповедания. Более того, с целью помощи религиозным объединениям созданы различные площадки государственно-конфессионального диалога. Это, например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Далее, Комиссия по вопросам религиозных организаций при правительстве, Комитет Государственной думы по развитию гражданского общества и вопросам общественных и религиозных организаций. Подобные площадки государственно-конфессионального диалога существуют и на региональном уровне. В одних регионах они уже развиты, в других требуют развития. Но надо понимать, что Россия страна большая и не везде одинаково получается. Если смотреть в целом, то уровень религиозной свободы в России достаточно высокий по сравнению со многими другими странами мира. Государство оказывает религиозным объединениям помощь и поддерживает их социальное служение.

Однако существуют проблемы у так называемых нетрадиционных религиозных направлений. В основном это «Новые религиозные движения» и неопротестантские религиозные организации. Есть проблемы у баптистов, пятидесятников и адвентистов. При этом перечисленные конфессии уже более ста лет действуют на территории России. На данный момент эти проблемы носят больше локальный характер и проявляются в основном на региональном уровне. Как мне кажется, они связаны с некомпетентностью чиновников местного и регионального уровня, невежеством в сфере конфессиональных отношений со стороны некоторых представителей правоохранительных органов, различными предубеждениями со стороны региональных политиков и лидеров общественного мнения по отношению к так называемым «нетрадиционным» религиозным объединениям. Реже такие проблемы возникают на федеральном уровне с чиновниками более высокого ранга. Но хочу подчеркнуть, что нарушения законодательства, проявляемые по отношению к религиозным меньшинствам в России, воспринимаются последними особенно болезненно именно по причине их малочисленности относительно основной массы населения.

Читайте также:  консультант плюс рабочие дни 2021

Хотя нельзя не отметить того факта, что Россия имеет свободу совести лишь последние 25 лет из всей своей многовековой истории. Безусловно, этого времени недостаточно, чтобы были заполнены все пробелы, накопившиеся в этой сфере в течение столетий. Сказывается прошлое. Необходимо много работать над проблемами религиозной свободы как со стороны государства, так и со стороны общества.

— На ваш взгляд, нужен ли верующим закон об оскорблении «чувств верующих»? Пока за него обеими руками «за» в основном православные. Но что скажут адвентисты седьмого дня?

— Закон уже принят, и я не хотел бы комментировать его целесообразность. Хотел бы только отметить, что раз уж приняли закон, то нужно в соответствии с ним защищать чувства всех верующих в стране вне зависимости от их конфессиональной и религиозной принадлежности, вне зависимости от количества приверженцев той или иной конфессии. Если этот закон будет применяться избирательно, то он сможет принести лишь вред гармонизации межрелигиозных отношений, поссорить верующих разных религиозных традиций.

— Благодаря «закону Яровой» у правоохранительных органов появилась возможность возбуждать административные дела на основании факта распространения религиозной литературы без маркировки, то есть без сведений о том, какая религиозная организация раздает или продает ту или иную книгу. Уже было несколько случаев, как пытались преследовать религиозные организации за чтение Библии без маркировки. Это, например, касается Церкви христиан веры евангельской в Сыктывкаре и Новосибирске. Как вы считаете, что стоит за такой практикой?

— До подписания президентом «закона Яровой» я выступал против внесения поправки «о миссионерской деятельности» в Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Я сразу предполагал: закон будет применяться избирательно, его принятие приведет к многочисленным нарушениями со стороны правоприменителей, что и происходит сегодня. Однако закон был принят и вступил в силу. Сегодня выступать против этого закона бессмысленно и противозаконно. Мы должны соблюдать законодательство.

Формально этот закон не запрещает верующим делиться своей верой с другими людьми, что является правом каждого жителя России в соответствии с 28 статьей Конституции России. Однако в последнее время правоприменители в различных регионах пытаются при помощи «закона Яровой» лишить этого права верующих. Это, конечно же, неправильно и противозаконно. Нельзя штрафовать людей за то, что они подарили или используют немаркированную религиозную литературу. Это их право, если они не выступают от имени религиозной организации, а делают это лично от себя. Для многих маркировать Библию — святую во всех отношениях книгу — является кощунством и надругательством над верой. То же самое с Кораном и другими священными книгами мировых религий. Необходимо внести соответствующие поправки в законодательство, которые бы позволили этого не делать по отношению к священным книгам мировых религий. Думаю, за подобными нарушениями стоит невежество представителей правоохранительных органов, судебной власти, а нередко и их открытая предвзятость по отношению к определенным группам верующих.

— Особенно сложно соблюдать «закон Яровой» христианам. Ведь христианство предписывает проповедовать. Нет проповеди — нет и подвижничества. Христос и его ученики не спрашивали у властей лицензию на проповедь. Как быть в такой ситуации, когда государство запрещает проповедовать без специального разрешения? Ведь оно может его и не выдать.

— Как я уже сказал, «закон Яровой» не запрещает делиться своей верой в соответствии с 28 статьей Конституции Российской Федерации. Он регулирует исключительно деятельность религиозных объединений, но не самих верующих. Проблема в том, что «закон Яровой» пытаются применить к верующим. Это противозаконно. Подчеркну еще раз, если верующий действует от себя лично, то, согласно Конституции России и нормам международного права, никакого разрешения на то, чтобы ему поделиться своей верой с другими людьми, не требуется. Если при помощи «закона Яровой» будут запрещать людям делиться своей верой с другими, то это приведет к серьезным последствиям в сфере конфессиональных отношений российского общества. Этого нельзя допускать.

— Скажите, вы, будучи верующим, как трактуете такую позицию власти? Нет ли здесь признаков «конца времен», когда на христиан таким образом начались гонения?

— Сегодня гонений на верующих в России нет. Есть лишь проблемы применения законодательства со стороны правоохранительных органов и судебной власти. Эти проблемы должны решаться в правовом поле в соответствии с действующим законодательством.

— Сегодня от власти наиболее пострадали «Свидетели Иеговы» и сайентологи. Знакомы ли вам эти учения? Можно ли сказать, что преследование данных культов со стороны власти обоснованно?

— Я плохо знаком с учением «Свидетелей Иеговы» по причине закрытости от общества этой организации. Представители «Свидетелей Иеговы» не принимают участия в межрелигиозном диалоге. Ни с кем из руководства этой организации я ни разу не встречался, меня они к себе также не приглашали. Мне трудно судить об этой организации. Могу судить только по своим встречам с верующими «Свидетелями Иеговы», которые не раз приходили с литературой и в мой дом. На мой взгляд, их методы проповеди неправильные. Они слишком навязчивы в своей деятельности. Нередко их проповедь и литература может вызвать возмущение у представителей других религиозных традиций. Возможно, все это повлияло на ситуацию с запретом деятельности этой религиозной организации. Тем не менее я считаю, что основные принципы религиозной свободы, заложенные в Конституции РФ и основных международных документах, не должны нарушаться.

— Что вы имеете в виду?

— У людей есть право иметь свои религиозные убеждения и делиться ими. Признание этой организации экстремистской Верховным судом я не могу комментировать, поскольку не являюсь юристом. Но подчеркну, что чисто на человеческом уровне мне жаль, что так получилось. Считаю, что организация «Свидетелей Иеговы» может отстаивать свои права в соответствии с российским и международным законодательством. Этот вопрос должен решаться исключительно в правовом поле при помощи компетентных юристов. Но даже если религиозная организация «Свидетелей Иеговы» будет признана экстремистской и ее деятельность запрещена в России, это не должно приводить к преследованиям верующих «Свидетелей Иеговы» за их убеждения. Если такие преследования будут, то я, конечно, буду защищать верующих. Они не должны страдать за свои убеждения, пусть даже и неправильные с моей точки зрения.

— Но что насчет сайентологов, их организацию ведь тоже запретили?

— Мне также не хотелось бы комментировать решения судов по делу сайентологов по той же причине — я не юрист и не адвокат. В личном общении представители сайентологии, с которыми я встречался, — дружелюбные и интеллигентные люди. Хотя их учение представляется мне весьма странным и не похожим ни на одну религию. По поводу их финансовых дел судить не могу. Пусть этим занимаются соответствующие правоохранительные органы. По моему мнению, вопрос с сайентологами должен решаться строго в правовом поле с привлечением не только юристов, но и религиоведов. Ведь вопрос не только об их финансовой деятельности, но и о признании этого учения религией или отношения к ней как к философии. В любом случае, также как и со Свидетелями Иеговы, в деле сайентологов не должна нарушаться Конституция и свобода совести наших сограждан.

— Как вы думаете, какие религиозные организации могут попасть под прицел репрессий после «свидетелей» и сайентологов?

— Во-первых, репрессий нет. Есть решение Верховного суда о запрете деятельности религиозной организации. Во-вторых, я не думаю, что существует некий план по закрытию определенных религиозных организаций. Если у кого-то из чиновников такой план существует в голове, то это проблемы исключительно этих голов. Нельзя по плану закрыть какую-либо организацию. Закрытие организации должно происходить по решению суда и по фактам нарушения законодательства со стороны организации. Если будет существовать план по закрытию религиозных организаций и законодательство в этом случае будет нарушаться по плану со стороны государства, то это приведет к краху самого государства. Очень хотелось бы, чтобы печальный опыт из истории России времен тридцатых годов прошлого столетия никогда бы не повторился вновь.

«Адвентисты в России могут представлять опасность только для коррупции, пьянства, воровства и распутства»

— Что на сегодня представляет собой ваша Церковь в России? Сколько насчитывается последователей, что это за люди, сколько отделений или приходов, на что она существует?

— У адвентистов в России зарегистрировано 576 религиозных объединений. А вместе с отдельными группами это где-то около тысячи религиозных объединений. Всего в России насчитывается около 100 тысяч прихожан-адвентистов. Для сравнения, в мире насчитывается около 18,5 миллиона сторонников нашей религии. В основном это жители крупных городов и областных центров, с высшим образованием: учителя, медики, предприниматели, есть даже чиновники. Наша Церковь существует на пожертвования прихожан, бюджетных денег нам никто не перечисляет.

— Вы сказали, есть проблемы у адвентистов. Что это за проблемы?

— В первую очередь это все те же проблемы, связанные с «законом Яровой», о котором я уже сказал. Но есть и ряд других проблем. Например, нам не выделяют землю под строительство наших храмов. Хотя если есть молельные здания у православных и мусульман, то почему не могут быть у адвентистов, чем мы хуже? А при этом еще и возникают проблемы с тем, чтобы снять помещение в аренду для проведения наших богослужений. Кроме этого, иногда полиция может заявиться и сорвать наши собрания под предлогом, что ей нужно что-то проверить. Вот, например, недавно такое произошло в Нижегородской области.

— Что такого страшного в адвентистах седьмого дня? Вот даже если начать набирать в Google «адвентисты седьмого дня», то один из запросов звучит так: «Чем опасны адвентисты седьмого дня»? Почему вашу веру воспринимают как опасную?

— В России инакомыслие всегда воспринималось отрицательно. Чужое всегда пугает. Есть верующие, которые не пьют, не курят, не изменяют супругу, не воруют, не берут взятки, не ругаются матом, говорят все время правду — в общем, отличаются от общей массы. И вот такие люди всегда настораживают — «сектанты», одним словом. А тут еще зарубежное происхождение — из Америки. В этом на самом деле многие и видят опасность адвентистов, баптистов и пятидесятников. Но ведь все конфессии и религии в России, кроме язычества, имеют иностранное происхождение и религиозные центры за рубежом, даже православие. Это вовсе не означает, что верующие опасны для страны.

— На ваш взгляд, почему православие так враждебно воспринимает иные версии христианства? Вы наверняка слышали высказывания протоиерея Дмитрия Смирнова о необходимости «громить поганые секты» и возродить практику их запретов, «как в Советском Союзе». Также наверняка вам известна деятельность православного «сектоведа» Александра Дворкина, который считает почти все альтернативные версии христианства ересью и злом.

— На мой взгляд, причина в том, что в православной Церкви существует доктрина, ограничивающая спасение только ее оградой. Православные верят, что спасение получат только те, кто принадлежат их Церкви. Безусловно, право каждого верить так, как ему хочется, и я никоим образом не хотел бы комментировать эти убеждения православных людей. Однако, на мой взгляд, эти убеждения отражаются на отношении некоторых представителей православной церкви к другим религиям, особенно к иным христианским конфессиям. Ведь если я верю, что спасение только в моей церкви, то буду делать все, чтобы вытащить людей из других религиозных сообществ, чтобы спасти их от вечной погибели. Это, по моему мнению, и движет такими людьми, как священник Дмитрий Смирнов или Александр Дворкин.

Проблема в том, что, имея подобные убеждения, нужно все же уважать убеждения других людей, даже если они тебе не нравятся или противоречат твоим убеждениям. Так поступал сам Иисус Христос, и так он учил своих последователей в Евангелии. Сам Господь не принуждает никого любить Его и слушать Его заповеди. Он с любовью ждет возращения своих блудных детей в отчий дом. Господь делает это с любовью. Даже на Кресте Он молился за своих истязателей. Думаю, некоторым «православным сектоборцам» нужно еще раз перечитать Евангелие.

Читайте также:  гисметео курганинск 10 дней

К сожалению, деятельность указанных лиц, на мой взгляд, лишь дискредитирует учение Русской православной церкви и ее лидеров. Слава Богу, что далеко не все руководители Русской православной церкви ведут себя таким образом. Со многими из них лично у меня сложились добрые и конструктивные отношения по вопросам социального служения и межконфессиональных отношений.

— Можете назвать тех православных, с которыми у вас хорошие отношения?

— Это, например, Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Можно назвать Владимира Легойду, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата. Естественно, и с патриархом Кириллом у нас хорошие отношения, лично меня он регулярно приглашает на различные церковные мероприятия. В общем, есть с кем вести нормальный конструктивный диалог. Мы же граждане одной страны, у нас общая судьба, общие христианские ценности, и все мы хотим жить в мире и согласии.

— В качестве доводов против альтернативных христианских учений сегодня часто используется пропагандистский штамп «агенты влияния Запада». Церковь Адвентистов седьмого дня тоже возникла в США, а одной из основательниц организации вообще является женщина. В православии, как известно, женщины играют второстепенную роль. Что скажете, являетесь ли вы «агентом Запада»?

— Мы, адвентисты, уже более 130 лет осуществляем свою деятельность в России. 130 лет назад США еще только формировались как государство, и в помине не было Госдепартамента и других современных спецслужб. Только невежественные люди могут говорить о том, что адвентистов заслали в Россию, чтобы ее развалить и нанести ей ущерб. Или те, кто использует невежество в своих корыстных целях. Адвентисты любят Россию, потому что живут здесь уже много поколений. Адвентисты в России могут представлять опасность только для коррупции, пьянства, воровства и распутства.

Что касается гендерного вопроса в христианстве, то я придерживаюсь учения Библии. В Библии были женщины-пророки. Например, Девора. В этом нет ничего особенного, ведь Бог любит одинаково и мужчин, и женщин. Но я против рукоположения женщин в священный сан — епископа и пресвитера. В Библии этого нет, и эта роль отведена для мужчин. В этом нет ничего оскорбительного для женщин, ничего унижающего их достоинства. Ведь у каждого на земле своя роль и свое служение, которое определяет Господь. У каждого своя физиология, обижаться на это было бы смешно и неразумно (хотя это иногда и происходит у некоторых людей). Пионер Церкви Адвентистов седьмого дня Елена Уайт, по моему убеждению и убеждению моих единоверцев, обладала пророческим даром. Она никогда не претендовала на лидерство в Церкви и не была рукоположена в какой-либо священнический сан. Подобная ситуация не противоречит позиции православной церкви по отношению к женщинам. В православии также были женщины-пророчицы.

— Также от патриотов и вполне серьезных лиц, типа высших иерархов РПЦ, публицистов, депутатов еще можно услышать такой штамп — «расхристанная Европа», или даже «гейропа». Что скажете, умерло ли христианство на Западе?

— В западном мире и христианстве, безусловно, существует проблема однополых браков. Я отношусь к однополым бракам крайне отрицательно. Безусловно, я против преследования тех, кто вступает в однополые браки. Но я за законы, ограничивающие пропаганду однополых браков в обществе и, конечно, категорически против навязывания религиозным организациям легализации однополых браков в своей среде. Однополые браки не могут быть легализованы в Адвентистской Церкви, поскольку это грех, а грех нельзя легализовать в Церкви. В противном случае Церковь перестанет быть Церковью, а станет клубом или другим светским сообществом. Соглашусь, что в некоторых западных странах такое давление на религиозные организации со стороны светского общества и государства происходит. Это факт. В России этого, слава Господу, нет. И за это я благодарю в молитвах наше правительство и президента.

Однако я бы не стал демонизировать Запад и западное общество. Ведь в западных странах есть много и хорошего, того, чему нам необходимо поучиться. Посмотрите на отношения к нуждам человека в этих странах, на внимание к пенсионерам, к больным людям и инвалидам, на социальную поддержку, на культурное обращение чиновников к гражданам, на уважение к религиозным убеждениям различных религиозных групп. Так давайте учиться хорошему у западных стран, при этом учитывая плохие примеры и не поступая подобным образом у нас.

«Мы стараемся держать дистанцию по принципу: кесарю — кесарево, а божие — Богу»

— Вы говорите, что люди не должны страдать за свои убеждения, пусть даже и неправильные. Но все ли религиозные убеждения допустимы с вашей точки зрения? Вы сами бы не запретили какие-нибудь религиозные или мистические учения и движения? Например, сегодня многие люди обращаются к культу предков, к дохристианским верованиям славян. Они, на ваш взгляд, представляют угрозу христианской цивилизации?

— Я никого не хочу запрещать. Если какие-либо верующие или религиозные организации наносят ущерб здоровью и безопасности страны, то пусть эти вопросы решают правоохранительные и судебные органы на основании российского законодательства. Конечно, для меня печально, что многие сегодня избирают вместо истины Слова Божия сатанинские заблуждения. Но заставлять насильно людей изменить их убеждения нельзя. Так не поступает и Сам Господь. Наше дело — лишь предупредить людей об опасности, сделать это с любовью, не оскорбляя и не унижая их достоинства, по примеру Господа нашего Иисуса Христа.

— Возможен ли компромисс между официозными религиями и «сектами»? На чем он может быть основан в современной России?

— Наверное, вы спрашиваете о взаимодействии. Компромиссов в вере не должно быть, а вот взаимоотношения между представителями конфессий и религий в России должны быть — и есть на самом деле. Основаны они на уважительном отношении к иным убеждениям и на законодательстве нашей страны. Как я уже сказал, в России существует и действует Межрелигиозный совет, куда входят православные, мусульмане, иудеи и буддисты. Далее, это Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК) — православные, католики и протестанты (адвентисты, баптисты, пятидесятники, лютеране). На этих и других подобных площадках обсуждаются вопросы, которые волнуют представителей разных конфессий: защита прав верующих и их религиозных убеждений, социальное служение обществу, нравственное воспитание молодежи, проблемы семьи и материнства и ряд других важных вопросов, по которым и у протестантов, и у православных есть единое мнение и единая позиция.

— Не приходила ли вам в голову мысль уйти в православие, например из-за соображений политической прагматики? Казалось бы, ведь тоже христианство, но его исповедание не сопряжено с рисками и неадекватным обывательским восприятием.

— Такой мысли у меня никогда не было. У меня есть свои религиозные убеждения, и изменять им я не собираюсь, даже если с политической точки зрения это было бы выгодно для меня. Христос не учил, что к Его последователям все будут относиться хорошо. Напротив, Господь предупреждал, что, как гнали Его, так будут поступать и с Его учениками. Поэтому, когда ко мне несправедливо относятся из-за моих убеждений, то это я воспринимаю как исполнение Слова Господня по отношению к своим ученикам. Хотя, конечно, специально я никогда не вызываю негативного отношения к себе и своей вере.

— Сегодня православные активно внедряют в школьную программу «Основы православной культуры», а в академической науке появилась новая специальность — «теология». На ваш взгляд, нужно ли подобное в условиях светского общества и многоконфессиональности?

— Наша позиция: школа должна быть отделена от религии. В связи с этим мы выступаем против обязательных религиозных предметов в школе. Даже если там и преподается какая-либо религия, то это должно происходить исключительно на факультативной основе.

Что касается теологии в вузах, то я хочу сказать, что мы сегодня в нашем Заокском университете пользуемся этим законодательством: мы тоже выпускаем теологов с государственным дипломом. Мы даем образование по государственным стандартам предмета теологии, учитывая наши особенности.

— То есть выпускник вашего университета может пойти в светский вуз и устроиться там преподавателем теологии?

— Теоретически да, но на практике вряд ли, что нашего теолога пригласят в российский вуз. Скорее, это будет православный теолог. Но вот в нашем вузе выпускник нашего университета вполне может быть преподавателем теологии. Но вообще в теологии много общих вещей, которые не окрашены конфессионально, поэтому я не вижу проблем, почему бы теологию в одном из российских вузов преподавал бы не православный теолог, а адвентистский.

— Все-таки почему Церковь Адвентистов седьмого дня привлекательнее лично для вас, чем православие или «традиционные» религии в целом?

— Я помню, что еще с юности меня интересовала Библия. И когда уже Советский Союз шел к своему краху, то ее, наконец, можно стало читать. На этой почве я познакомился с адвентистами в 1989 году, приехал в Заокскую духовную академию адвентистов, ныне это уже университет. Там мне подарили Библию, которую я стал изучать. Почему я выбрал именно эту Церковь, потому что, на мой взгляд, ее учение максимально близко к Евангелию, оно его отражает без всяких примесей.

— Что вы имеете в виду, каких примесей?

— Например, в католицизме, православии, а также и ряде протестантских религий считается, что после смерти душа человека попадает в ад или рай, в зависимости от его земных дел. Такие представления были заимствованы из древнегреческой мифологии. Даже слово «ад» происходит от греческого «Аид». Это верховный бог подземного царства мертвых, а также и название самого царства мертвых. Эта мифология, этот дуализм рая и ада, возникли вне библейского учения, но, видимо, греки ее подмешали затем в христианство. Так вот, согласно учению адвентистов, мы после смерти никуда не попадаем, а засыпаем до страшного суда, когда вернется наш Господь Иисус Христос. Он-то и пробудит спящих, чтобы всех нас судить, он даст вечную жизнь тем, кто верил в Него, и накажет тех, кто в Него не верил. Это я говорю упрощенно.

Другое различие между нами и другими христианскими традиционными религиями заключается в том, что мы, как и иудеи, чтим четвертую библейскую заповедь. Она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…». Согласно Библии, после создания мира на шестой день Бог отдыхал. Мы в этот день ничего не делаем, мы отдыхаем и празднуем его как святой день, как того требует Библия. Мы подчеркиваем, что 10 заповедей — это не пустой звук. Мы чтим их не избирательно, а все. Но здесь надо пояснить, что в нашем случае суббота — это не шестой, а седьмой день недели. В библейском понимании неделя начинается не с понедельника, а воскресенья.

И в целом, в традиционных религиях много разных традиций, которые не совпадают с учением священного писания. Все это было включено гораздо позже, зато то, что относится к Библии, в традиционных религиях ныне не всегда учитывается.

— А еще православные любят цитировать апостола Павла: «Всякая власть от Бога». Вы так же считаете? Это сегодня служит дополнительным оправданием клерикализации.

— Да, мы считаем так же. Единственное исключение здесь составляет случай, когда власть призывает к нарушению божьих заповедей. В такой ситуации мы продолжаем поддерживать власть, но при этом оставляем за собой право не повиноваться ей. Это касается, например, той же четвертой заповеди. Если нас будут заставлять работать в субботу, мы не будем этого делать. Но мы будем молиться за власть, так как она все равно от Бога. Но при этом мы категорически против слияния светской власти и церковной. Мы стараемся держать дистанцию, согласно евангельскому принципу: «кесарю — кесарево, а божие — Богу». Иначе это приведет к доминированию одной религии, репрессиям, нарушениям прав человека и так далее.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector