большой театр ведущий театр оперы и балета он известен не только в нашей стране

Близкий и Большой Как Большой театр стал не только интересным, но и доступным широкой аудитории

detail 91995b1fe64a9a248e79389293b50e2d

Думая о Большом театре, мы представляем традиционный репертуар вроде «Лебединого озера» и «Щелкунчика», очереди у касс, надоедливых спекулянтов и астрономические суммы за билеты. Однако в последнее время театр предлагает своим зрителям совершенно новый, современный репертуар, а ситуация с билетами значительно улучшилась. О том, как Большой запускает новые программы работы с молодой аудиторией, чтобы сделать театр более доступным для тех, кто еще недавно мог только мечтать своими глазами увидеть легендарные постановки, — в материале «Ленты.ру».

Планируем заранее

Можно смело сказать, что театр сейчас переживает своего рода ренессанс: залы ломятся от зрителей, ходить на премьеры топовых режиссеров стало модно. Естественно, и цены на билеты стабильно растут, однако в любой театр Москвы можно попасть и за небольшие деньги, если планировать поход заранее. И Большой театр — не исключение.

Например, сейчас на официальном сайте театра можно приобрести билеты на мартовскую премьеру одноактных балетов современных российских хореографов от 1500 рублей. Балетный спектакль «Пламя Парижа» Алексея Ратманского, который пройдет в конце апреля, обойдется в 2000 рублей, а оперу «Русалка» Тимофея Кулябина, выдвинутую в этом году на «Золотую маску», можно послушать всего за 1000 рублей. Все эти спектакли идут на Новой сцене — билеты туда традиционно дешевле, чем на Историческую, но артисты те же.

Попасть в главное здание Большого театра на такие спектакли, как «Спартак», «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», экспромтом, конечно, не получится — надо отслеживать старт продаж, но вся информация об этом есть на официальном сайте, в рубрике «Визит в театр». На старте продаж, в конце января, за 1000 рублей можно было приобрести билет даже на апрельскую «Травиату» с участием Пласидо Доминго. Правда, билеты закончились в считаные часы.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Тест №115

ЕГЭ. Русский язык. Тест №115

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №115»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Для изучения культуры американский учёный Дж. Хаксли предложил разделить её на элементы. (2)Наиболее стойкими, передающимися из поколения в поколение элементами считаются так называемые ментефакты — язык, религия, фольклор, традиции искусства; социофакты — политическое устройство, система образования, структура семьи; артефакты, которые отражают типы производства, позволяющие удовлетворять насущные потребности в пище, жильё, средства сообщения, системы землепользования и сельскохозяйственного производства. (3)Тем не менее элемент в отдельности не объясняет территориальных различий поведения этнических общностей, которые и являются носителями собственно культуры.
(По В.Н. Холиной)

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Ментефакты, социофакты и артефакты относятся к наиболее стойким, передающимся из поколения в поколение элементам культуры, и все они в отдельности объясняют территориальные различия поведения этнических общностей.
2) Несмотря на предложение Дж. Хаксли разделить культуру на элементы, такие как ментефакты, социофакты и артефакты, все элементы в отдельности всё равно не могут объяснить территориальных различий поведения этнических общностей.
3) Согласно классификации элементов культуры, предложенной Дж. Хаксли, ментефакты — это язык, религия, фольклор, традиции искусства; социофакты — это политическое устройство, система образования, структура семьи; наконец, артефакты — это типы производства, жильё, средства сообщения и пр.
4) Невозможно объяснить территориальных различий поведения этнических общностей, если рассматривать все элементы культуры в отдельности, подобно тому как это представлено в классификации Дж. Хаксли: ментефакты, социофакты и артефакты.
5) Этнические общности, имеющие территориальные различия поведения, являются носителями собственно культуры — к такому выводу в результате исследования пришёл американский учёный Дж. Хаксли, создавший классификацию наиболее стойких, передающихся из поколения в поколение элементов культуры.

2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАЗДЕЛИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Произвести математическое действие деления. Р. четыре на два.
2) Произвести деление чего-л. на части, распределить по частям. Разделить яблоко на пять частей. Р. землю на участки. Р. рабочих на две колонны.
3) Дать кому-л. часть чего-л. своего, поделиться чем-л. с кем-л. Р. кров с другом.
4) Подвергнуться тому же, претерпеть то же самое, что и кто-л. другой. Р. участь.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включИм шАрфы нЕдуг зАгнутый исчЕрпать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Распределиться после института можно было УДАЧНЕЕ, следовало только вовремя взять нужную справку.
На практических занятиях студенты учились, как надо делать ИСКУССТВЕННОЕ дыхание.
Горы надели на головы белые шапки, ЛЕДОВЫЙ ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег.
В результате инвестиционной деятельности муниципалитета уровень безработицы в Вене СНИЗИЛСЯ по отношению к остальной части Австрии и к Германии.
На Таганской площади ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было говорить о чём попало.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

новые СОРТА
ШЕСТИДЕСЯТЬЮ рублями
не ТРОНЬ его
учил более ПОНЯТНО
съезд МОНГОЛОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) ошибка в употреблении имени числительного
Г) ошибка в построении предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Маленький Юра не только увлекался музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве русских поэтов.
2) Ещё будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой.
3) Быстро осваивая фортепианную технику, у Г.В. Свиридова проявляется талант композитора.
4) Г.В. Свиридов отмечал, что «мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым».
5) Г.В. Свиридова вдохновляли не только произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и А.А. Фета и Б.Л. Пастернака.
6) Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, — «Время, вперёд!»

Читайте также:  как вылечить голеностоп за 2 дня

7) Г.В. Свиридов напишет произведение для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил его в сюиту.
8) В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноимённой повести А.С. Пушкина и предложил Георгию Свиридову написать музыку к фильму.
9) Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Георгию Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обеих.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) покл..нение, ч..мпион, опр..вдание

2) к..мышовый, н..тариус, д..скриминировать

3) б..лизна, пр..фессор, кр..пива

4) б..рьер, л..гендарный, к..ралл

5) к..рнавал, ф..стиваль, ф..рфоровый

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) человеч..к кольц..вая (дорога)
2) вдумч..вый, рассе..вать
3) кумач..вый, предчувств..вать
4) пожертв..вать, затемн..
5) кулац..кий, одес..кий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (восторг) охватыва..т, готов..лись (к бою)
2) укута..шь (ребёнка), увид..нный (в кино)
3) (они) назнач..т, леч..щий (врач)
4) науч..шь, слыш..мый
5) кле..щее (вещество), наруша..мая (тишина)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ цветок заинтересовал купца, а маленький бутон розы. Выглядываю в кусочек окна, но (НЕ)УЗНАЮ леса.
Тысячу раз проходили вы мимо этого счастья, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ, занятые слишком земным.
Сыскные собаки шли по моему следу, они меня и нашли в (НЕ)КОШЕНОМ овсе.
Всё (НЕ)НАШЕ так мгновенно, так изменчиво!

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пусть изба была заброшена, окна (КРЕСТ)НАКРЕСТ заколочены досками, крыльцо заросло травой, но ВСЁ(ЖЕ) это родной дом.

Юноша (В)МИГ решил, что за ним (ПО)ПРЕЖНЕМУ кто-то гонится.

(В)НАЧАЛЕ делали свистульки (В)ВИДЕ уточек, петушков, коньков.

(ПО)ТОМУ и появился в этих местах (ПО)ВЕСЕННЕМУ радостный праздник — свистунья. (В)СЛЕДСТВИЕ затянувшихся дождей мы на этой станции задержимся (НА)ДОЛГО.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Окута(1)ый ра(2)им сумраком кабинет вновь принадлежал ему со своими тёмными углами, поблёскивающим стеклом книжных шкафов, с креслом-качалкой и кожа(3)ым продавле(4)ым диваном, со старым, изъеде(5)ым молью ковром на полу.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

2) В юности Савва Мамонтов увлёкся театром и спектакли старался тщательно анализировать.
3) Урокам в гимназии Савва уделял гораздо меньше времени и в его табеле за шестой класс значились тройки и даже единица за латынь.
4) Музыка была постоянным фоном как в Абрамцеве так и в доме Мамонтовых на Садо-во-Спасской.
5) Художник просыпался раньше других обитателей усадьбы и практически ежедневно ходил на этюды в окрестные деревни.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Придя домой (1) Андрей несколько раз пропел эту песенку (2) весёлую и ритмичную (3) и сначала ничего не испытывал, но вдруг стал маршировать (4) и (5) маршируя (6) увлекался этой мелодией всё сильнее и сильнее.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стены древнего палестинского города Иерихона (1) согласно легенде (2) считались несокрушимыми (3) однако (4) завоеватели одновременно громко затрубили в священные трубы, и стены рухнули. Выражение «иерихонская труба» (5) однако (6) сегодня употребляется в другом смысле: оно адресуется громогласному человеку.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз

вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра

просто задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Большой театр — ведущий театр оперы и балета: он известен не только в нашей стране, но и во всём мире. (2)Подлинная слава его началась в XIX веке: это были постановки опер основоположника русской классической музыки М. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». (3)Затем славу закрепили творения выдающихся отечественных композиторов: П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского и других. (4)В Большом театре звучали незабываемые голоса: среди них следует отметить голоса Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Козловского. (5)Сверкали таланты мастеров балета: Е. Гельцер, В. Тихомирова, Г. Улановой, М. Плисецкой. (6)Нельзя не согласиться с авторами статьи в журнале «В мире музыки»: «Большой театр — такой же неотъемлемый элемент русской культуры, как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Ленинская библиотека».

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Когда я был ещё подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. (2)В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году, 6 июня, открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.

(3)Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. (4)И это отметил присутствовавший на торжестве А.Н. Островский. (5)Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал:

— Сегодня на нашей улице — праздник!

(6)Хорошо помню красивую голову маститого писателя И.С. Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдёрнули серое покрывало. (7)Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. (8)Помню бывших тут же на празднике писателей — А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.Ф. Писемского и других. (9)Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Ф.М. Достоевского и необычайное впечатление от произнесённой им речи, о которой на другой день говорила вся Москва. (10)Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. (11)Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:
— Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности. (12)Он первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов.

(13) Вечером в торжественном концерте, состоявшемся при участии огромного оркестра и знаменитых артистов, Ф.М. Достоевский, выйдя на эстраду, сутулясь и ставши как-то немножко боком к публике, прочитал пушкинского «Пророка» резко

(14) И закончил с необычайно высоким нервным подъёмом: — Глаголом жги сердца людей.

(15) Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнёс их не актёр, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта.
(16) Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем — признанный художник и, наконец, академик.

Читайте также:  вариант подарка на день рождения женщине

(17) Вспоминаются мне также и увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами, где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где М.Н. Катков, когда-то близкий В.Г. Белинскому, но потом резко изменивший свои политические взгляды, протянул было к И.С. Тургеневу свой бокал, чтобы чокнуться. (18)Но тот отвернулся. (19)И.С. Тургенев на этом торжестве говорил:

— Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.

(20)На гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина, искажённые цензурой. (21)Насколько помнится, было написано так:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью стихов я был полезен.

(22) И только в советское время эту надпись заменили подлинными словами поэта:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

(23) Разница в надписи весьма существенная.
(24) Не знаю, остался ли кто-нибудь в живых из свидетелей этого великого торжества и праздника литературы, этого первого чествования памяти русского писателя, который «в мой жестокий век восславил свободу» и верил, что «Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья» напишет имена тех, кто боролся и погиб за будущее счастье народа.
(25) Эти дни открытия памятника Пушкину остаются для меня одними из самых радостных и светлых, хотя всё это и было семьдесят пять лет тому назад.

* Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957) — русский советский писатель, поэт,

организатор известного кружка московских писателей «Среда».

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Как отметил рассказчик, памятники раньше воздвигались на улицах Петербурга лишь царям.
2) Рассказчик был счастлив оттого, что присутствовал на открытии памятника, находился рядом с известными писателями и поэтами.
3) На открытии памятника Ф.М. Достоевский на площади произносит речь, о которой на следующий день будет говорить вся Москва.
4) Скульптор А.М. Опекушин — выходец из крестьянской семьи — становится признанным художником и академиком.
5) Во время открытия памятника на барельефе были помещены строки из пушкинского стихотворения, которые впоследствии заменили, так как первоначально цензура исказила оригинал.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет то, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложениях 3-5 представлено описание.
3) В предложении 6 содержится описание.
4) В предложениях 15-17 представлено повествование.
5) Предложение 23 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 21 и 22.

24. Из предложений 6-7 выпишите слово со значением «восторженный почитатель».

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Рассказывая об открытии памятника великому поэту, автор использует такой приём, как (А)_____ (предложения 5, 11—12), а также синтаксическое средство — (Б)___ (предложения 13, 15, 16). Воспоминания рассказчика сопровождают приём — (В)____ (предложения 7, 8, 9) — и троп — (Г)____(«великого» в предложении 24, «радостных и светлых» в предложении 25)».

1) восклицательные предложения
2) эпитет
3) ряды однородных членов предложения
4) риторические обращения
5) цитирование
6) гипербола
7) антитеза
8) анафора
9) эпифора

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Таков путь: как живет Большой театр в свои 245 лет

756169262533393

Жизнь Большого театра в последние годы набирает обороты. В 2016-м состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича на либретто Александра Прейса «Катерина Измайлова» по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Римаса Туминаса, художественного руководителя Театра им. Вахтангова. Это была удивительная, новаторская постановка, режиссер привнес свое необычное видение в знаменитый музыкальный сюжет. В 2017-м Большой отмечал юбилей одного из крупнейших отечественных хореографов Юрия Григоровича — театр посвятил балетмейстеру фестиваль, продолжавшийся два месяца.

В 2018-м в репертуар Большого вернулась «Пиковая дама» — в своей третьей версии за десятилетие. Режиссером выступил упомянутый выше Римас Туминас. 2019-й ознаменовался премьерой новой постановки оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» режиссера Евгения Арье.

В следующем сезоне зритель увидел знаменитый балет Адольфа Адана «Жизель» (хореограф Алексей Ратманский). В тот год Большой получил шесть «Золотых масок» (в предыдущем сезоне — три). Одну — в оперной номинации за лучшую режиссуру взяла постановщик спектакля «Альцина» Кэти Митчелл (опера Генделя — совместная продукция Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе), остальных «масок» удостоились артисты и постановщики балетных спектаклей Большого «Ромео и Джульетта» в постановке Ратманского (Екатерина Крысанова за лучшую женскую партию, Павел Клиничев в номинации «Лучший дирижер в балете») и «Нуреев» в режиссуре Кирилла Серебренникова (за лучший спектакль в балете), а также Юрий Посохов был награжден за работу балетмейстера и Вячеслав Лопатин за лучшую мужскую роль.

756169269305099

В сложном 2020 году, когда мир переживал пандемию, главный российский театр вышел в цифровой мир и организовал показы спектаклей «Золотого фонда» на платформе YouTube.

В офлайне театр тоже развернулся. В карантинном июле при личной поддержке общественного деятеля Олега Дерипаски были подготовлены четыре премьеры под общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета», которые уже в сентябре открыли сезон на Новой сцене: «Девятый вал», «Тишина», «Just» и «Угасание» (дирижер Павел Клиничев).

Во все времена меценатские проекты выполняли роль катализатора развития, создавали условия для реализации творческих идей и новых форматов. Так было во времена Дягилева, и так есть сейчас. Пандемия дала этому вектору максимально быстрое развитие, сфера искусства за год претерпела кардинальные изменения, обогатилась новыми направлениями и идеями, которые будут реализованы большей частью в рамках спонсорских проектов.

Пережив локдаун, 24 марта Большой представил очередную премьеру — балет «Орландо» по знаменитому роману британской писательницы Вирджинии Вулф. В нем звучит музыка Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин. Над постановкой по либретто главного драматурга Цюрихской оперы Клауса Шпана работал немецкий хореограф Кристиан Шпук, который возглавляет труппу Цюрихского балета. В юбилейный 245-й сезон Государственного академического Большого театра вошли три балетные премьеры (две уже состоялись) и семь оперных (три уже прогремели), а также концерты, гастроли в Европе и Южной Америке и международный конкурс балета Юрия Григоровича.

Читайте также:  красивые слова в прозе с днем семьи любви и верности

Иначе говоря, карантин и последствия пандемии не только не ослабили динамику работы театра, но и подстегнули интерес к нему. Это касается как российского зрителя, так и зарубежного: отмененные в 2020 и 2021 годах гастроли получат новые даты в театрах за пределами нашей страны — в Париже, Тулузе, Баварии и других локациях.

Русский балет так же востребован, как и опера, и если бы Большой отправился во все подтвержденные гастроли, то, вероятно, две трети сезона жил бы за рубежом, подчеркивает генеральный директор театра Владимир Урин.

Неугасающий интерес к русскому искусству во все времена поддерживался благодаря грандиозным работам талантливых художников, сотрудничающих с театром, и меценатству, история которого насчитывает не один век с момента основания Большого театра в 1776 году.

Искусство из меценатства

Известный меценат, московский губернский прокурор и устроитель развлекательных мероприятий Петр Урусов 28 марта 1776 года получил у покровительницы культур Екатерины II привилегию «на открытие актерской труппы». Проект Урусова возник не на пустом месте: меценат вел «бизнес» в сфере развлечений: организовывал мероприятия в воксалах — так назывались сады или помещения, предназначенные для гуляний с танцами, маскарадами и фейерверками. Такое времяпрепровождение очень нравилось публике и приносило прибыль.

Убедившись в выгоде, Урусов повысил ставки, составил бизнес-план и добился разрешения императрицы. Но труппа требовала театра, а его строительство — партнерства. Князь обзавелся компаньоном в лице Майкла Медокса, богатого англичанина со страстью к театру. За участок, на котором сейчас стоит Большой, партнеры выложили огромную по тем временам сумму в 7,7 тыс. руб. Стоимость строительства составила 130 тыс. руб. Медокс и Урусов взяли на себя неподъемные финансовые риски. К моменту открытия первого здания инициатор идеи и устроитель воксалов уступил свои права компаньону, а «привилегия» Екатерины II в дальнейшем продлевалась только для Медокса.

Обрусевшему англичанину пришлось нелегко: первый Петровский театр, возведенный на берегу Неглинки и выходивший на улицу Петровку, требовал больших средств на содержание, в результате чего Медокс влез в долги. Театр перешел к Опекунскому совету, который отдал его на откуп князю Волконскому, назначенному директором «на жалованье». В конце концов через 25 лет, в 1805 году, театр сгорел. Осиротевшая труппа стала выступать на частных сценах, через три года закрепившись на сцене нового Арбатского театра. Но ненадолго: во время Отечественной войны 1812 года деревянное здание тоже сгорело.

756169265110294

О строительстве нового приюта для артистов стали говорить только в 1819-м. В устроенном для этой цели конкурсе победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако его реализация оказалась дорогостоящей, поэтому пришлось внести правки. По распоряжению московского губернатора князя Дмитрия Голицына занялся этим архитектор Осип Бове, и строительство запустилось в 1820-м. Большой Петровский театр получил восемь колонн и скульптурную группу — Аполлона на колеснице с тремя конями.

Здание просуществовало почти 30 лет, пока не сгорело за три дня в 1853 году. Его снова восстановили, силами архитектора императорских театров Альберта Кавоса, добавили четыре метра к высоте, второй фронтон, алебастровый барельеф с летящими гениями и лирой, а тройку Аполлона заменили квадригой.

756169263719651

Восстановленный и обновленный театр открылся 20 августа 1856 года оперой «Пуритане» Беллини.

Большой, начавшийся как проект одного мецената, до сих пор стоит в этом облике и до сих пор устраивает пышные премьеры — с момента основания их было представлено более 1000.

Новая эпоха

Проблемы пожароопасности и другие технические вопросы решились после многочисленных реставраций и перестроек. Современность принесла другие заботы, касающиеся подпитывания интереса публики к опере и балету в эпоху цифровых развлечений. Театру нужен зритель, а зрителю — театр. Этим принципом руководствуются покровители балетного искусства, оглядываясь на совсем недавние по историческим меркам события.

С приходом нового тысячелетия начались изменения, которые, с одной стороны, характеризовались реконструкцией старинных постановок, а с другой — интерпретациями классики. Мировой балетный театр нашел вектор, обратившись к модерну, джазу и свободной пластике — западному танцевальному опыту. С появлением независимых балетных трупп, отменой идеологической и художественной цензуры открылось пространство для оригинальных решений, дорога к изобретению виртуозных художественных приемов и демократизации современного балета.

В середине 1990-х и 2000-х Большой театр перерождался: сперва запустилась масштабная реконструкция здания, была построена Новая сцена, возведен административный корпус с репетиционными залами и костюмерными, за этим последовала реконструкция Исторической сцены. Наряду с архитектурным аспектом менялся репертуарный: стартовали гастроли по новому контракту с компанией IMG, которая и сейчас сотрудничает с Большим, концерты в Ла Скала, балеты в Парижской опере, в Варшавском Национальном театре Вельки. На Новой сцене Большого, отстроенной в первый этап реконструкции, шли спектакли текущего репертуара. Мировые сцены требовали обновления репертуара, соответственно, и приглашения знаменитых на весь мир режиссеров, хореографов и артистов. Поэтому Большой обратился к обновлению системы финансового контроля.

Учрежденные Попечительский совет и Фонд Большого театра занялись финансами по схеме дохода от использования свободных средств, размещенных вкладчиками на депозитных счетах. До создания фонда и совета Большой получал средства от меценатов — зарубежных компаний, ведущих бизнес в России. Идея Попечительского совета заключалась в том, чтобы в жизни театра участвовал именно российский бизнес. От зарубежных партнеров не отказались: Nestle, BMW и другие стали спонсорами. Все принятые меры привели к возвращению Большого театра в число трендсеттеров мировой балетной культуры.

В 2019-м театр обзавелся генеральным спонсором — крупнейшим страховщиком искусства в России, компанией «Ингосстрах».

Желая продолжить историю меценатства и развернуть широкую общественность к многогранной творческой работе театра, «Ингосстрах» уже во многом помог учреждению. Речь не только о поддержке в карантинные месяцы 2020-го, но о внедрении инициатив, которые помогут театру открыть новые таланты. В юбилейный год Большой входит с Молодежной балетной программой поддержки юных танцовщиков.

Созданная по инициативе руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева, она предлагает стажировку для талантов из регионов и дает им шанс станцевать на сцене легендарного театра.

К слову, первый отборочный тур уже состоялся, и пятеро его финалистов побывали на просмотре в Большом. Эти события не могут не вызывать чувство гордости за успехи Большого у гендиректора «Ингосстраха» Андрея Ларкина: он не сомневается в потенциале молодого поколения, чья карьера долгие годы будет радовать любителей балета.

Надежность выбранного пути Большой театр и «Ингосстрах» подтвердили в феврале 2021 года подписанием договора о продлении сотрудничества. Союз только набирает обороты и наверняка удивит нас еще не раз.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector