день конституционного суда рф

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О Конституционном Суде Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

(В редакции федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ, от 02.06.2009 № 2-ФКЗ, от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 28.12.2010 № 8-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 05.04.2013 № 1-ФКЗ, от 12.03.2014 № 5-ФКЗ, от 04.06.2014 № 9-ФКЗ, от 08.06.2015 № 5-ФКЗ, от 14.12.2015 № 7-ФКЗ, от 28.12.2016 № 11-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, от 09.11.2020 № 5-ФКЗ, от 01.07.2021 № 2-ФКЗ)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУС СУДЕЙ

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации: (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

(Пункт в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

(Пункт в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ, часть вторая вступает в силу со дня, когда число судей Конституционного Суда Российской Федерации составит одиннадцать человек)

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Читайте также:  алексин день города 2021 афиша

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

ГЛАВА II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации. Запрет быть сенатором Российской Федерации, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи в соответствии с федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, не распространяется на судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 09.11.2020 № 5-ФКЗ)

Читайте также:  великий же князь пришел к реке дону за два дня до рождества богородицы сказал брату

На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Ф

Источник

Праздник для каждого

Трагической страницей в истории суда стали события 1993 года, когда президент Борис Ельцин своим указом № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» приостановил деятельность Верховного совета. Согласно этому указу, Конституционному суду рекомендовалось подождать, пока не будет сформировано новое двухпалатное Федеральное собрание и не созывать заседания. Однако уже вечером 21 сентября состоялось экстренное заседание КС, по итогам которого девятью голосами против четырех судьи признали указ № 1400 неконституционным. В конце концов, Зорькин сложил с себя полномочия председателя, а президент Ельцин указом о КС установил, что заседания не будут созываться до принятия новой Конституции, и работать суд начал лишь в 1995 году. Теперь судьи должны ждать поступления жалобы от заявителя, чтобы начать судопроизводство.

С тех пор внутреннюю жизнь КС поколебали лишь два события: начатый в 2000-х Владимиром Путиным второй этап судебно-правовой реформы, в ходе которого неоднократно менялись сроки их полномочий и регламент работы вплоть до прошлого года, а также переезд в Санкт-Петербург в 2008 году.

О государстве

Как бы ни хотелось судьям Конституционного суда избежать политики и решать чисто правовые проблемы, им не удалось этого достичь.

Одним из первых и остающимся до сих пор самых громким дел КС было так называемое «дело КПСС». Напомним, что деятельность Компартии РСФСР была приостановлена указом президента Бориса Ельцина после противостояния в августе 1991 года. Конституционный суд почти полгода рассматривал сперва запросы бывших членов КПСС о признании этих указов не соответствующими Основному закону, а затем запросы народных депутатов, требующих признать указы конституционными. В своем постановлении № 9-П от 30 ноября 1992 года судьи КС признали большую часть пунктов указов президента соответствующими Конституции. При этом именно в этом документе был официально закреплен раздел собственности КПСС на партийное имущество и госсобственность, определены территориальные принципы построения политических партий (на основе которых теперь формируются все остальные партии).

А в июле 1995 года в суде оказалось так называемое «чеченское дело» по запросам Совета Федерации и группы думцев, оспаривавших конституционность четырех президентских указов и одного постановления правительства, положивших начало контртеррористической операции в Чечне. Кроме двух пунктов постановления правительства (о депортации из республики не проживающих там граждан и о лишении аккредитации журналистов без суда), все нормы были признаны конституционными. Правда, особые мнения изложили восемь из 19 судей.

В течение 90-х годов также неоднократно выносились решения КС, препятствующие «параду суверенитетов»: в суд постоянно поступали запросы о несоответствии законов субъектов федераций федеральному законодательству, но региональные ошибки исправлялись медленно и неохотно. В 2000-е годы часто стали появляться запросы, сопровождающие политические реформы. Так, например, реформа партийного пространства (введение минимального порога численности для партий в стране и в каждом регионе) сопровождалась исками в КС, были также и регулярные запросы о нарушениях избирательного законодательства на выборах, но уже случившееся волеизъявление людей на избирательных участках уважалось КС больше, чем требования кандидатов-неудачников. А в октябре 2003 года судьи КС буквально спасли предвыборную кампанию в Госдуму, когда даже ускорили рассмотрение так называемого «дела о подпункте «ж». Тогда были разделены понятия «агитации» и «информирования» в предвыборный период, от чего только выиграли сами же думцы, зачем-то придумавшие сложные правила явления себя народу через СМИ. Громким ажиотажем сопровождалось оглашение в ноябре 2005 года постановления КС, не поддержавшего жалобу тогда живой еще партии «Союз правых сил» о новом порядке избрания губернаторов по представлению президента.

О собственности

Дайте слово либералу и первое, что он скажет: частная собственность в России не защищена. Однако правоприменительная практика Конституционного суда зачастую говорит об обратном, особенно учитывая то, как часто здесь рассматриваются жалобы совершенно обыкновенных людей, хотя обращаются и юридические лица. Как это случилось в 1999 году, когда в КС написали такие разные обиженные, вроде фабрики «Большевик», или ОАО «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», или КАБ «Банк Сосьете Женераль Восток». Они настаивали на неконституционности норм, которые позволяли налоговой полиции взыскивать сумму сокрытого или заниженного дохода (прибыли) или сумму налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также еще наказать налогоплательщика штрафом в размере этой суммы. В своем постановлении №11-П от 15 июля 1999 года судьи КС пришли к выводу, что принудительное взыскание этих сумм в совокупности превышали размер налоговых обязательств, а кроме того, наказывать следует только за виновное деяние, учитывая дифференциацию ответственности. Стоит заметить, что оспариваемые нормы закона «Об основах налоговой системы» применялись с 1992 года, но только заявителям в КС по этому делу удалось добиться для себя справедливости. На остальных вердикт не был распространен.

Этот же статус в свое время получили и покупатели квартир, честно купившие жилье и уже после оформления сделки и дорогостоящего ремонта обнаружившие, что кого-то из экс-владельцев вовремя не сняли с регистрационного учета (подозрительно часто это оказывались либо младенцы, либо старики). Только после постановления КС (№ 6 от 21 апреля 2003 года) законодатели наконец-то обеспечили честным покупателям возможность приобретать на «вторичном» рынке квартиры без угрозы реституции их собственности.

И, конечно, все время вставал вопрос о правах собственников, стоило судьям КС коснуться болезненного квартирного вопроса, как в постановлении от 4 апреля 1996 года № 9-П. Тогда Конституционный суд снял ограничения на регистрацию в собственном жилье для Москвы и Московской области (оспариваемые нормы требовали уплатить сбор), а также признал не соответствующими Основному закону нормы, мешавшие регистрации в Кавказских Минеральных Водах и Воронежской области. Так был сделан первый шаг к изменению института прописки.

Читайте также:  как красиво подарить розу девушке

О правах для жизни

Люди жаловались в КС на несоблюдение своих социальных прав постоянно: в 90-е годы только рождалась новая система гарантий, а в 2000-е россияне сначала пережили некорректное правоприменение 122 закона о монетизации льготных выплат, а потом экономический кризис. Так что этот поток не ослабевает. Например, в постановлении № 6-П от 23 мая 1995 года судьи КС признали право на реабилитацию за детьми, которые уехали в ссылку вместе с родителями, репрессированными в сталинскую эпоху. А в решении № 8-П от 23 июня 1995 года сочли, что отбывающего срок заключенного нельзя лишать права пользования квартирой, пусть даже она и не приватизирована.

Есть также целая пачка постановлений, защищающих права чернобыльцев, но, пожалуй, первым серьезным документом в этом ряду является постановление № 18-П от 1 декабря 1997. Именно там было дано правовое определение чернобыльской катастрофы и, как следствие, закреплен «особый характер отношений между гражданином и государством» и особый порядок возмещения вреда.

Свою лепту в равенство полов КС внес двумя решениями. Так, в постановлении № 3-П от 6 февраля 2009 года он признал за инженером-электроником ОАО «АвтоВАЗа» Михаилом Ермоловым право на получение пособия по временной нетрудоспособности (он присматривал за годовалой дочкой, пока жена была в больнице две недели). А в апреле 2007 года Татьяна Баныкина из Сарова сумела доказать в КС свое право на получение так называемых «декретных» (пособия по беременности и родам). И постановление от 22 марта 2007 года №4-П сняло ограничения максимального размера пособия для работающих высокооплачиваемых мам.

Но совсем уравнять мужчин и женщин судьи КС все же не позволили: в определении № 276-О от 21 декабря 2000 года было решено, что Основному закону не противоречит право женщин раньше уходить на пенсию, из-за физиологических отличий, а также «исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством».

О судебно-правовой системе

Хотя КС по мере возможностей вложил немало труда, создавая баланс между арбитражем и судами общей юрисдикции, очевидно, что его миротворческая деятельность по урегулированию компетенции тех и других по достоинству может быть оценена лишь специалистами (постановления от 16 июня 1998 г. №19-П, от 11 апреля 2000 г. №6-П, от 18 июля 2003 г. № 13-П).

Зато введение института суда присяжных и усилия КС по отмене смертной казни неизменно оказывались в центре общественного внимания. Первое постановление КС появилось 2 февраля1999 года № 3-П, но окончательная точка в вопросе о смертной казни была поставлена определением от 19 ноября 2009 года №1344-О-Р, в котором судьи КС отвечали на запрос Верховного суда. Отменить смертную казнь, надо признать, россиян побудили не репрессивное прошлое или судебные ошибки, а тяга к Европе. Если Конвенция о защите прав человека и основных свобод фактически проросла внутрь российского законодательства, то, сколько бы ни вносился в Думу приложенный к ней протокол № 6, регламентирующий отмену смертной казни, столько же раз этот законопроект не мог пережить там столкновения с национальным самосознанием народных избранников.

Протокол был подписан Россией 16 апреля 1997 года, но так и остается нератифицированным. Ситуацию спасало то самое первое постановление КС: согласно части 2 статьи 20 Конституции, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

К моменту рассмотрения дела в КС суды присяжных работали лишь в девяти регионах, вот почему в своем постановлении 1999 года люди в мантиях предложили не выносить решение о назначении смертной казни до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на всей территории России. После состоявшихся осенью 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне (а это был последний субъект федерации без таких судов), в КС появился запрос Верховного суда. И судьи КС фактически легитимизировали действующий комплексный мораторий на смертную казнь, несмотря на нератификацию шестого протокола.

Надо сказать, что в судах присяжных, действительно, выше процент оправдания, чем в обычных. Возможно, это стало причиной и другого решения КС, не столь восторженно принятого либеральными юристами, когда там не стали поддерживать требования заявителей признать неконституционными те статьи УПК, которые выводили террористов из-под суда присяжных (в постановлении от 19 апреля 2010 года № 8-П).

Еще более сложные чувства испытала юридическая общественность, когда судьи КС поправили нормы свежеиспеченного УПК, вернув возможность исправить ошибку в уголовном процессе, допущенную судом или следствием. Так благодаря постановлению от 11 мая 2005 года №5-П для потерпевших и родственников жертв появилась надежда на повторное разбирательство по вновь открывшимся обстоятельствам. Вообще, надо сказать, что принятый в 2000-е УПК был во многом написан постановлениями КС в 90-е.

О разном, но важном

Наконец, весьма громко обсуждалось определение № 931-О-О от 15 июля 2010 года, определявшее порядок проведения публичных слушаний по «Охта-центру». Напомним, что к моменту вынесения решения, этот вопрос о строительстве газпромовского небоскреба взбудоражил не только петербуржцев, но даже и ЮНЕСКО. Хотя определение было отказным, судьи КС по косточкам разобрали деятельность и функции Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, объяснили, как правильно проводить слушания, а также потребовали охраны всех «ценных градоформирующих объектов», учитывая «ответственность перед будущими поколениями». Эта фраза ясно показала, что переехавший в здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге КС уже окончательно там прижился.

Кстати

С текстами постановлений КС можно ознакомиться на сайте «РГ» в разделе «Конституционный суд».

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector