кукушкин чай башкирский праздник

Сценарий башкирского народного праздника «Кукушкин чай» для старшей подготовительной группы

703cc5c6cd821d918a5b5ea6fdf66895 Лилия Шарипова
Сценарий башкирского народного праздника «Кукушкин чай» для старшей подготовительной группы

МДОБУ детский сад села Ташкиново

старшая подготовительная (разновозрастная)группа

музыкальный руководитель Шарипова Лилия Илюсовна

Цели: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи: Доставить детям удовольствие и радость от праздника, воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе, закрепить представления о птицах.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Атрибуты и оборудование: Магнитофон с диском «Звуки природы», маски птиц, насекомых, животных, плакаты, лозунги, выставка рисунков, фотографий.

Ход мероприятия

Ведущий: Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он относится к обрядам весенне-летнего периода, и представляет собой своеобразную встречу весны на месяц апрель. Праздник «Кукушкин чай» — это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц.

Пестреет цветами опушка,

Плывут облака налегке.

В зелёном лесном далеке.

И роща, и луг, и река.

И вешнюю песенку эту

Уносят с собой облака.

Ребёнок: По весне сады и рощи

Пышным цветом расцвели.

Чтоб весну прославить песне

Дети исполняют песню «Весна идёт» (слова А. Ихсана, музыка Р. Сальманова).

На лужайку выходят бабушка и внучка.

Бабушка: Вот и весна заканчивается, скоро лето. Душа радуется. Посмотри, внученька, кругом зелень, цветы, пчелы кружатся, такой покой… (кукует кукушка)

Вот и кукушка закуковала, в гости нас приглашает.

Внучка: Бабушка, а куда она нас в гости приглашает?

Бабушка: К себе, в лесочек. Когда я была такая же, как ты, маленькая, мы всей деревней ходили в гости к кукушке, пили кукушкин чай.

Внучка: Бабушка, расскажи, это так интересно!

Бабушка: Как кукушка начинает куковать долго, мы собирались, брали самовары, еду, шли к кукушке в гости. На зелёной лужайке у родника расстилали скатерти, ставили угощение. Дымились самовары, ребятишки пели, плясали, играли в разные игры. Пили чай и кукушку угощали.

Внучка: Бабушка, давай мы тоже сходим в гости к кукушке. Я приглашу всех своих друзей.

Бабушка: С радостью! Устроим праздник «Кукушкин чай».

Ребёнок: Кукушечка, кукушка,

Лета верная подружка,

Пригласила в гости нас,

Собрались мы в тот же час!

В зелени кругом леса.

Ребёнок: Хоровод мы вместе водим.

В хороводе много нас,

В нашем тесном хороводе

Раздается дружный пляс!

Дети исполняют песню «Солнышко».

Бабушка: Ребята! Рады ли вы приходу весны?

Хорошо, сейчас мы узнаем, как вы готовились к приходу весны.

Проводится игра «Приметы весны».

Бабушка: Если я называю приметы весны, вы хлопаете в ладоши, если приметы другого времени – топаете ногами.

Спит ель под шубой снежной.

В каждом гнездышке птенец.

Прилетели с юга грачи.

На юг улетели грачи.

Листья жёлтые шуршат.

Ручейки, бегут, спешат.

Молодцы! Хорошо знаете приметы весны.

Оживает природа… Вот и бабочки полетели…

Девочки исполняют «Танец бабочек»

Бабушка: И животные радуются весне. Прыг-прыг скачет с радостью зайчик.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Куян» на башкирском языке.

Бабушка: На лавочке греется кошка.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Бесэй».

Проводится игра «Прилетели».

Бабушка: Новый день начинается,

Снова птицы собираются,

Вот и лес просыпается,

Потому что вновь пришла весна.

Ребята, у нас в Башкортостане много разных птиц. А каких птиц вы знаете?

Друг лесов и полей,

Обожает червей. (грач)

Гнездо свое он в поле вьет

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. (жаворонок)

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец).

Что за птичка на суку

Нам поёт ку-ку, ку-ку?

Всем в лесу она подружка,

А зовут её – (кукушка).

Прилетает к нам с теплом,

Пусть проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины. (ласточка)

Крохи собирает. (воробей)

Непоседа птица эта –

Одного с берёзой цвета. (сорока)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (дятел)

Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло. (сова)

Бабушка: Весна – пора посева будущего урожая. Дети, чтоб хлеб уродился, нужно вовремя бросить семена в землю. Хлеб – наше главное богатство.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Икмэк».

Дети исполняют песню «Косилка – молотилка».

Бабушка: Дорогие ребята! Ставьте самовары, расстилайте скатерти белые, обращайтесь к кукушке, разложите сладости. Пейте кукушкин чай! Чтоб лето красное было удачное, не жалейте угощения и добрых слов.

Исполнение песни «Подарю стране цветы» (сл. Г. Байбурина, муз. Р. Сальманова).

Проекты в детском саду 5 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект » Я расту здоровым» Вид проекта: познавательно-практический Старшая группа Цель.

Источник

Кукушкин чай башкирский праздник

• кәкүк айы (месяц май, месяц первого кукования кукушки)

• кәкүк емеше, кәкүкбаш, кәкүк башы, кәкүк сискәҫе (синий молочай)

• кәкүк ҡатаһы/ситеге/ҡатаҫы/башмағы, кәкүкчитек (трава венерин башмачок)

• кәкүк саҡыра (кукушка кукует)

• кәкүк эйеү (качаться на качелях)

• кәкүк саҡырта сығыу (весенние игры на поле в начальный период кукования кукушки)

• кәкүк төкөрөгө (яички насекомых, отложенные на стебле трав)

• кәкүк аяғы (трава козлобородник)

• кәкүк бәшмәге (трава кукушкин гриб)

• кәкүк күҙе (незабудка)

• кәкүк мәмәйе/тәпәйе (молочай синий)

• кәкүк төкөрөгө, кәкүк сәрмәһе, кәкүк һабыны (трава барская спесь)

• кәкүк уты (горицвет)

• кәкүк сәйе (кукушкин чай)

К этому списку можно добавить выражение кәкүктең һаҡауланыуы – умолкание кукушки (дословно «кукушка стала картавой»).

«Самым главным во время обряда «Кукушкин чай» было исполнение танца в подражание кукушке. А наш народ был очень наблюдательным. Кукушка увидит, что ей подражают, и не принесет беды, думали люди», − говорит заслуженная артистка Башкортостана Гузель Мамина. На профессиональной эстраде она является единственным исполнителем танца «Кукушка». Будучи солисткой Башгосфилармонии, она танцевала этот танец более 20 лет, сейчас занимается его описанием.

Не кукуй же, кукушка, эй, прямо предо мною,
Куковала бы ты на дереве,
Не кукуй же прямо предо мною –
Не зови беду на мою голову.
В благодатных просторах кукушка, эй, кукует,
Может, это кукушонок бедный.
Сколько бы ни вздыхали, друзья, ни плакали,
А не отведешь предназначенное Господом.
Когда ходишь в благодатных местах,
Слышно, как кукует на ветле кукушка.
Кукушка кукует, а я рыдаю,
Прося жизни года на бедную свою головушку.

STAR4764

Голос кукушки мелодичен и приятен, однако ее кукование люди всегда воспринимали настороженно, с тревогой.
В народе бытовало поверье: «Если кукушка будет куковать, сидя на крыше дома, — к худу: в дом придет беда. Если кукушка прилетит в деревню – будет голод».

По словам ученых, обрядовый праздник «Кукушкин чай» берёт начало от доисламских верований и восходит к языческому поклонению животным. Древний культ птиц у башкир связан с верой в способность душ умерших людей превращаться в птиц, считают ученые.

«В очень давние времена на один из башкирских родов напали враги. Батыр по имени Кэкук собрал всех джигитов и выступил против врагов, оставив дома возлюбленную девушку по имени Карагаш (Чернобровая). С того сражения никто не вернулся живым. Карагаш не поверила в гибель Кэкука. Когда родители хотели выдать ее замуж за нелюбимого человека, она задумала бежать. Но ее схватили и заточили в зиндан. Тогда она взмолилась: «Птицей бы полететь к любимому!» Желание девушки тотчас же сбылось — она превратилась в птицу и выпорхнула через окно темницы. Перелетая от дерева к дереву, от горы к горе, стала звать любимого: «Кэк-кук! Кэк-кук!». С тех пор так и летает она по миру, жалобно повторяя имя своего возлюбленного. Если и снесет яичко, терпения у нее не хватает высидеть — все время ищет она Кэкука. Вот эту птицу, что постоянно кличет «Кэк-кук!», люди стали называть кукушка.

В другом варианте легенды рассказывается, что Кэкук был сыном водяного царя, который женился на дочери земного царя. По истечении некоторого времени Кэкук погрузился в воду, чтобы повидать своих родителей, и больше не появился. В тоске и печали молодая жена Кэкука бродила по берегу. Как-то, расчесывая свои волосы, она загадала про себя: «Если он не вернется, нечего мне и жить на свете, лучше бы обернуться птицей!» И желание ее исполнилось — она перевоплотилась в птицу. Это произошло так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась незаплетенной. Говорят, поэтому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз. Жизнь молодухи прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Оттого кукушку называют печальной птицей. Она и поныне кличет своего супруга:
«Кэк-кук!»

«В прежние времена двое молодых людей − егет и девушка − полюбили друг друга и виделись украдкой, объясняясь взглядами. Но вот встретиться, постоять рядом не было никакой возможности − запрещал шариат. За такие дела молодых людей строго наказывали. Но влюбленных тянуло друг к другу.

Однажды весной, когда проросла трава на лугах и расцвели цветы, девушки под присмотром старух и пожилых женщин отправились к озеру собирать дикий лук.
А егеты, договорившись через посредников со своими девушками, стали ждать в ближних тальниках. Подсунув старухам мелкие подарки и подношения, они получили их согласие поиграть на лужайке вместе с девушками (тогда особенно любили играть в игру «Белый тополь, серый тополь»). Пока молодые играли, старухи, наслаждаясь теплом, красотой вечера, расчесывали свои волосы и нехотя между собой переговаривались, а егеты вместе со своими девушками разбрелись кто куда. Молодые влюбленные − егет и девушка − тоже пошли на берег Туяляса (река в Баймакском районе Башкортостана, берущая начало с гор Ирендыка) и сели под прибрежные тополя. Вдруг на тополь уселась кукушка, прокуковала пару раз и замолкла. Тогда егет взглянул на свою девушку и сказал:

Спрошу-ка я у этой кукушки, сколько мне осталось жить.

Не надо! − испугалась девушка. − Нельзя. Вдруг опять прокукует только раз или два. Тяжко нам будет.

Но егет стал упорствовать и спросил кукушку, сколько он будет жить. Кукушка прокуковала двенадцать раз и улетела прочь. Егету было тогда двадцать лет. Значит, если верить кукушке, ему предстояло умереть в тридцать два года. Девушка опечалилась, а егет старался казаться веселым, шутил с ней, а потом повел ее к друзьям и стал играть вместе со всеми в игру «Белый тополь, серый тополь».

Порезвившись вдоволь, девушки отправились домой, а парни решили искупаться в Туялясе. Шумно бросились они в воду, и тут наш егет хлебнул воды и утонул. На руках принесли его в аул и похоронили. Его любимая девушка в память о егете сложила песню, которую стали называть «Кукушка».

Не кукуй, кукушка, эй, рядом со мной,

Лучше на березе кукуй да на кривой.

Настоящий егет не покажет вида,

Хоть его душа и наполнена тоской.

Источник

Читайте также:  вернуть видеокамеру ростелеком в течении 14 дней

Этно-праздник «Кукушкин чай» в Национальной библиотеке РБ

В тёплой и уютной обстановке прошёл этно-вечер «Кукушкин чай» в Центре юношеского чтения для воспитанников Республиканского ресурсного центра «Семья» г. Уфы.

790788 cu933 622

В тёплой и уютной обстановке прошёл этно-вечер «Кукушкин чай» в Центре юношеского чтения для воспитанников Республиканского ресурсного центра «Семья» г. Уфы.

Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он представляет собой встречу весны и лета. Обычно этот праздник проводили с мая месяца и до середины июля, когда прилетала кукушка. Как только кукушка долго и звонко начинала куковать, люди собирались, брали самовары, еду, шли к кукушке в гости. На зелёной лужайке у родника расстилали скатерти, ставили угощение. Дымились самовары, ребятишки пели, плясали, гадали, играли в народные игры, пили чай угощали кукушку сладостями и просили у нее хорошего лета, отменного урожая, мира и добра.

На этом этно-вечере дети с удовольствием разгадывали загадки про птиц и символы лето. Ведь лето – пора цветов, фруктов и овощей и, конечно же, рыбалки. Ребята с радостью участвовали в конкурсе «Ловись, рыбка, большая и маленькая».

Кукушка – птица-вестник. С ее помощью люди узнавали будущее и гадали. С этой лесной птахой связано большое количество примет и суеверий. Ребята познакомились с народными приметами про кукушек. Затем пили чай со сладостями и пожелали друг другу крепкого здоровья, доброты, любви и всего доброго.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Праздник «Кукушкин чай».

Цели: Закрепить представления детям и подросткам о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, об обряде «Кукушкин чай».

Задачи: Доставить детям удовольствие и радость от праздника, воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе, закрепить представления о птицах, развивать культуру башкирского народа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Реквизиты: изображается лужайка: дерево, цветы, 4 лавочки.

Самовар, труба, скатерть, выпечки, яйца варёные, бутылка от молока, ленты, шали, скрипка, курай, ложки, чайный сервис

Ход театрализованного представления.

Праздник начинаетсяся под мелодию курая, с рассказа об этом старинном обряде.

Под голоса птиц, голос : До свидания, подснежник,

Не увидимся, прощай.

Пока, пока, весна-красна,

Здравствуй, лето, «Кукушкин чай».

Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он относится к обрядам весенне-летнего периода, и представляет собой своеобразный переход с весны на лето, проводился в «месяц кукушки» — май. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц. «Кукушкин чай» — это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. На чаепитие собирались в определенном месте на берегу реки или на склоне горы, а иногда устраивали угощение на лужайке перед чьим-нибудь домом. В празднике принимали участие в основном женщины, молодежь, дети. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучнее сложится год для ее семьи.
Пестреет цветами опушка,

Плывут облака налегке.

В зелёном лесном далеке.

И роща, и луг, и река.

И вешнюю песенку эту

Уносят с собой облака.

Голоса птиц. На сцену выходят 1 бабушка и внучка.

1 бабушка: Вот и весна заканчивается, скоро лето. Душа радуется. Посмотри, внученька, кругом зелень, цветы, пчелы кружатся, такой покой…

Вот и кукушка закуковала, в гости нас приглашает.

Внучка: Бабушка, а куда она нас в гости приглашает?

1бабушка: К себе, в лесочек. Когда я была такая же, как ты, маленькая, мы всей деревней ходили в гости к кукушке, пили кукушкин чай.

Внучка: Бабушка, расскажи, это так интересно!

1 бабушка: Как кукушка начинала куковать долго, мы собирались, брали самовары, еду, шли к кукушке в гости. На зелёной лужайке у родника расстилали скатерти, ставили угощение. Дымились самовары, ребятишки пели, плясали, играли в разные игры. Пили чай и кукушку угощали.

Читайте также:  когда день почты картинки

Внучка: Бабушка, давай мы тоже сходим в гости к кукушке. Я приглашу всех своих друзей.

2 бабушка: Сейчас чай поставим, а пока чай кипит, будем веселиться.

Частушки про чай(поют дети).

Пропоём мы под чаёк

Очень рады побывать.

Только вы не забывайте

Чай нам чаще подливать.

3. Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

4. Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

5. Подавай мне чашку чая ,

Ведь люблю я русский чай!

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

6 . Чай душистый, ароматный,
Если он заварен с мятой.
Выпьешь на ночь чашек семь —
И спокойной ночи всем.

7. Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький!

У меня в приданом есть

8. Ставь-ка, мамка самовар.

Ко мне едет сыровар,

Звать его Володенькой!

9. Вот уже струится пар,

Пора его на стол нести,

Чай гостям преподнести!

Чтобы радость приносил

Женщины ставят самовар, мальчики помогают.

Ребёнок: По весне сады и рощи

Пышным цветом расцвели.

Чтоб весну прославить песне

Песня «Сайра, монлы сандугач» «Пой, соловей».

В это время женщины стелят скатерть, ставят угощения.

2 бабушка: С радостью! Устроим праздник «Кукушкин чай».

В зелени кругом леса.

Песня «Сандугач-кугэрчен» «Соловей-голубь».

2 бабушка: Ребята, в старину этот праздник начинался с обряда умилостивления кукушек, для этого под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Давайте мы тоже так сделаем.

Поливают дерево молоком, кладут яйца, завязывают на дерево ленты.

1 бабушка: Ребята! Рады ли вы приходу весны? Ответ.

Хорошо, сейчас мы узнаем, как вы готовились к приходу весны. Дружно присядем, проведём игру «Приметы весны».

Игра «Приметы весны».

Если я называю приметы весны, вы хлопаете в ладоши, если приметы другого времени – топаете ногами.

1.Спит ель под шубой снежной.

3.В каждом гнездышке птенец.

4.А вот гриб удалец.

5.Прилетели с юга грачи.

6.На юг улетели грачи.

7.Листья жёлтые шуршат.

8.Ручейки, бегут, спешат.

Молодцы! Хорошо знаете приметы весны.

А теперь отгадайте загадки!

Друг лесов и полей,

Обожает червей. (грач)

2. Гнездо свое он в поле вьет

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. (жаворонок)

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец)

4. Что за птичка на суку

Нам поёт ку-ку, ку-ку?

Всем в лесу она подружка,

А зовут её – (кукушка)

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины. (ласточка)

Крохи собирает. (воробей)

А первый в лесу работник. (дятел)

8. Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло . (сова) Молодцы. Устали сидеть?

Ну-ка, дети, взяли ложки,

Постучите вы для нас,

Под весёлые частушки

Девки пойдут в перепляс!

2 бабушка: Исполнят танец вам башкирский

На празднике артистки.

Смотрите как танцуют

1 бабушка: Друзья, теперь все станцуем.

Исполнение на курае. « Лирик бию. Тезмэ» Общий танец в кругу.

2 бабушка: Друзья, чай скипел, давайте чай пить! Ответ.

Ребята, вот это, что за блюдо? Ответ. А знаете ли вы легенду о чак-чаке? Ответ. Чак-чак на татарской свадьбе – обязательное угощение, главный атрибут праздника. Говорят, искусство приготовления чак-чака пришло к нам из булгарских времён. Легенда гласит, что однажды хан Булгарии решил женить единственного сына и захотел, чтобы на свадебном столе стояло новое угощение, чтобы оно удивляло всех простотой приготовления, долго не портилось и при этом не теряло вкусовых качеств. А ещё, чтобы это блюдо было питательным и воины могли его съесть, не слезая с седла. Самое главное условие – это угощение могло бы украшать любое торжество, как символ и олицетворение народа Великой Булгарии. И можно было отправлять в качестве гостинца в дальние страны, чтобы каждый, попробовав это блюдо захотел заглянуть на Великую Булгарию.

Долго старались мастера. И наконец было выбрано блюдо жены одного пастуха, сделанное из муки, яиц, мёда – великолепный чак-чак. При этом на свадьбе хан пожелал молодым, чтобы они жили, прилипши друг-другу, как мёд помазанный, чтобы детей у них было столько, сколько горошин в этом чак-чаке, чтобы жили они в золоте, как цвет этого чак-чака, чтобы жизнь их шла только в гору, чтобы речи друг для друга были сладкими.

Дорогие ребята! Пейте кукушкин чай с чак-чаком! Чтоб лето красное было удачное, не жалейте угощения и добрых слов.

1 бабушка: Ребята, послушайте песню Недопытайло Виктории про деревню.

Песня «Су буенда учак яна» «На берегу костёр».

2 бабушка: Давайте теперь наших взрослых послушаем. Ответ.

Песня «Милэшлэрем» «Моя рябинушка».

2 бабушка: Девочки, а давайте нашу народную песню «Шаль связала» споём! Ответ.

Песня «Шэл бэйлэдем» «Шаль связала».

Ребёнок: Кукушечка, кукушка,

Лета верная подружка,

Пригласила в гости нас,

Собрались мы в тот же час!

1 бабушка: Мы тебя благодарим,

На прощанье спеть хотим.

Песня «Кояшлы ил» «Солнечная страна».

1 бабушка: Х өрмәтле дуслар, саубулыгыз, киләсе очрашуларга кадәр, ә хәзер истәлек фотоминутка!.

Источник

Башҡорт халыҡ байрамы «Кәкүк сәйе»

Просмотр содержимого документа
«Башҡорт халыҡ байрамы «Кәкүк сәйе»»

img0

БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ “КУКУШКИН ЧАЙ”

Выполнил: ученик 8Г класса

учитель башкирского языка

и литературы Р.М.Габбасов

img1

Актуальность этой темы в том, что мы часто забываем свои традиции, обычаи. Например, к таким и относится обычай, который называется «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Еще несколько десятилетий назад не было деревни и села, где не проводились бы «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Цель исследования – изучить проведение и организации башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Объект исследования: башкирский обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Предмет исследования: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Гипотеза: можно ли на основании исследуемой работы составление сценария и проведение в школе башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Теоретическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках «Башкирский язык», «История, культура Башкортостана», при проведении национальных праздников, обычаев, традиций.

Практическая значимость: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия

img4

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

Читайте также:  если не выдали трудовую книжку в день увольнения какая компенсация

Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия.

img5

Кәкүк сәйе проводился в связи с прилетом кукушек. Башкиры очень любят кукушку и отнюдь не согласны с басней дедушки Крылова, в которой тот неуважительно отзывается о ее голосе.

К прилету кукушки появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок, йыуа (дикий лук), медуница, барашки (дикая примула).

img6

В лес брали казан, продукты (кто чем богат). Придя на место, пожилые женщины читали молитвы (удивительное переплетение ислама и язычества!) и с ритуальными песнями приступали к сбору съедобных растений. Казан ставили на огонь. Затем с молитвами и благопожеланиями опускали в кипяток крупу (смесь круп), собранные борщевик, щавель. Заправляли суп диким луком или чесноком. Подавали его со сметаной или катык (род ряженки).

Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. Для детей организовывали соревнования в беге, прыжках, борьба на поясах. Сочиняли частушки, плясали. Мальчики, сделав лук и стрелы, стреляли, соревнуясь в меткости. В этот день гадали по кукованию священноц птицы, пытаясь узнать.ю кто сколько проживет. А домой несли охапки даров природы.

Зауральские и южные башкиры в конце мая ежегодно отмечали другой праздник «Кәкүк сәйе» (Кукушкин чай), посвященный приходу лета, начало которого приходилось на так называемый кәкүк айы (месяц кукушки). В это время женщины устраивали коллективное чаепитие на природе, исполняли песни, танцы, играли, гадали. На чаепитие собирались в определенном месте на берегу реки или на склоне горы, а иногда устраивали угощение на лужайке перед чьим-нибудь домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка этого дома, тем благополучнее сложится год для ее семьи. На востоке Башкортостана (Учалинский район) этот же праздник известен как Йома сәйе (Чай в пятницу), в северных районах Башкортостана и в Пермской области его называю Сәйе эсеу (Чаепитие). Существовала и другая версия празднества Кәкүк сәйе, согласно которой солдатки и вдовы собирались вместе, чтобы обрести душевное успокоение. Известный фольклорист-музыковед Р.С. Сулейманов так пишет об этом: «Весной на лоне природы солдатки устраивали своеобразный пикник (обрядовый праздник). Там они обменивались впечатлениями. Пели песни, а иногда куковали, подражая голосу кукушки. Излив на празднике все, что у них накипело в сердце, они получали душевное успокоение и поздно вечером возвращались домой»

Глава III. Игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» (Кукушкин чай).

В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры. Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривали: ”Бына һи ң ә, кәкүк, өлөшөндө бирәбе ҙ “. По рассказу информаторов села Утяганово Кармаскалинского района, в годы войны женщины, угощая кукушек, просили:

Йылдар имен булһын! Пусть будут мирные годы!

Һүгыштар баҫылыһын! Пусть прекратиться война!

Аслык булмаһын! Пусть не будет голода!

По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится ее голос в начале июня. С этого времени, со слов информаторов, кукушка ”зовет“особенно настойчиво (”ихлас саҡыра“). Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины, по рассказам информаторов, должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их. В июле кукушка, по рассказу Байгужиной, отдает свой голос сизому воробью.

Женские празднества ҡарһа бутҡаһы, ҡарһатуй, кәкүк сәйе выражает стремление людей приобщаться к живительной силе природы – деревьев, цветов, трав, птиц и др. Женщины, с одной стороны, задобривают природу. Желают ей пышного цветения, с другой стороны – просят быть союзницей людей в их стремлении к изобилию пищи и всяческому благополучию.

Этноним кәкүк также встречается в названиях родов, родовых подразделений (кәкүк- тәнгәүер – кукушка-тангаурцы, кәкүк ҡыүаҡан – кукушка куваканцы).

Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни.

Когда одна из женщин пела, остальные в конце каждой строфы поддерживали ее различными одобрительными возгласами, репликами, а в конце куплета подтягивали все вместе, помогая солистке перевести дух. Образцытакого пения записаны в Баймакском и Хайбулиннском районах.

Кукушка зовет, поют птицы, (Да?)

Когда иду вдоль берегов Ташлы

Громко запеваю песню

Вспоминая о прошедшей жизни.

На праздниках ҡарһа бутҡаһы, кәкүк сәйе исполнялись различные игры, хороводы.

Часть танцевальных игр, одинаковых по форме, приобрели у разных групп башкир различное содержание. Так, на юго-востоке Башкирии была популярна игра ҡапҡа, являвшаяся отражением скотоводческого быта башкир. На это указывает и речитатив, сопровождающий игру, и возгласы кәз-кәз-кәз (сзывание коз). У западных башкир-земледельцев эта игра называлась борсаҡ сәсеү – посев гороха. Если одна из девушек, в быстром беге не успевая за подругами, падала, считалось, что “горох посеян”. Старинные игры үткес үткәрмеш, возможно, имитировали проходы животных между весенними кострами с целью очищения. Этот обряд исполнялся у полукочевых башкир перед выездом на летовки. В северо-восточной Башкирии аналогичная игра называлась арпа тапау – молотить ячмень. То есть, у башкир-полукочевников игры еще сохраняли древнее скотоводческое содержание, у западных башкир эти же игры обрели новое значение – земледельческое.

Глава IV. В Башкирии впервые провели этнофестиваль «Кукушкин чай».

Что такое «Кукушкин чай»? Башкирский обрядовый праздник связан с языческими поклонением животным и издревле проводился в «месяц кукушки»- май. Массовое гуляние на свежей весенней природе состояло из веселых игр, песен, плясок, гаданий и, конечно чаепития. Кукушке приносились дары, угощения с целью задобрить ее. В празднике принимали участие в основном женщины, молодежь, дети.

Обряд «Кукушкин чай», песни и танцы про кукушку невероятно популярны на башкирской эстраде и сегодня. Только ленивый из фольклорных коллективов не имеет этот обряд в своем репертуаре. Интернет пестрит сценариями праздника кукушки, песни «Ай-ҙәр, кәкүк» звучит почти на каждом концерте. Я и сам дважды, будучи студентом академии искусств, и потом работая в филармонии, принимал участие в постановках «Кукушкинского чая».

img11

«Кукушкин чай» является уникальным наследием башкирской культуры, так как содержит и танец, и песню кукушки, и различные тайные традицию Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать, создавать на их основе привлекательные для туристов мероприятия, на которые бы приезжали гости со всей России и из-за рубежа, считает директор Центра туризма Башкортостана Наталья Никольская.

img12

Старинный праздник относится к обрядам весенне– летнего периода. Так башкирский народ встречает весну. «Кукушкин чай» – это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В «месяц кукушки» жители особое внимание обращали на народные приметы, пытаясь предугадать каким будет год. Было поверье, что если кукушка прилетает в деревню, то год будет голодным. Поэтому местные жители выходили на поляну, и приносили с собой молочные продукты – катык, молоко, чтобы положить под дерево, куда садилась кукушка, тем самым привлекая удачу. Затем все вместе садились пить чай. Праздник завершался песнями и народными играми.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector