Сочинение на тему Тема любви в пьесе Горького «На дне. Сочинения по произведению на дне
Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия своему произведению. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне».
В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. В ночлежке оказались люди самого различного характера и социального положения.
Но в пьесе действительно присутствует любовная линия. Ее создают отношения Василисы, Васьки Пепла, жены Костылева, самого хозяина и Наташи.
Любовный конфликт в пьесе, конечно, является одной из граней конфликта социального. Любовная линия показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства в таких условиях ведут не к обога-щению личности, а к смерти или каторге.
Развязав таким страшным образом любовный конфликт, Василиса достигает сразу всех своих целей. Мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и это показывает нам чудовищность социальных условий, в которых вынуждены жить обитатели ночлежки. Но и любовный конфликт не может стать основой драматургического конфликта пьесы, так как, разворачиваясь на глазах ночлежников, он не затрагивает их самих. Они не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями.
В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.
Но своеобразие пьесы в том, что не любовный является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.
На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.
Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
Смотрите также по произведению «На дне»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.
Но своеобразие пьесы в том, что не любовный является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.
На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.
Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.
Тема любви в пьесе М. Горького «На дне»
Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия своему произведению. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне».
В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. В ночлежке оказались люди самого различного характера и социального положения.
Но в пьесе действительно присутствует любовная линия. Ее создают отношения Василисы, Васьки Пепла, жены Костылева, самого хозяина и Наташи.
Любовный конфликт в пьесе, конечно, является одной из граней конфликта социального. Любовная линия показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства в таких условиях ведут не к обога-щению личности, а к смерти или каторге.
Развязав таким страшным образом любовный конфликт, Василиса достигает сразу всех своих целей. Мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и это показывает нам чудовищность социальных условий, в которых вынуждены жить обитатели ночлежки. Но и любовный конфликт не может стать основой драматургического конфликта пьесы, так как, разворачиваясь на глазах ночлежников, он не затрагивает их самих. Они не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями.
Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»
Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.
Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:
Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.
По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:
(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),
Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее (Наташа, Пепел, Актер).
Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.
Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще
один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27
Мотив любви в пьесе М. Горького «На дне».
(Начало неудачное с точки зрения логики, лучше найти в теме ключевое слово, в данном случае ЛЮБОВЬ, и рассказать о нем и его роли в раскрытии характера…)
Среди персонажей есть две семейные пары, первая — Клещ и Анна. Назвать их отношения «нормальными» не представляется возможным. Женщина смертельно больна, а её муж вместо того, чтобы заботиться о ней, хочет, чтобы она поскорее умерла, и ведёт себя с ней грубо. Когда она умирает, ему приходится продать одну из своих вещей (будь точен – наковальню, поэтому лишается не только жены, но и работы и в конце пьесы видим его смирившимся), чтобы её похоронить. Но это слабо (=плохо, не способствует – речевая ошибка)способствует восприятию его чувств к ней как любви. (пиши проще – это не любовь, он не любил свою жену по-настоящему…) Таким образом, Горький показывает, как даже те люди, которые когда-то, вероятно, любили друг друга, оказавшись на дне, не нашли места этому чувству в своей жизни…
Другая пара — Костылев, хозяин ночлежки, где происходят действия (лучше в ед.ч.) пьесы, и Василиса Карповна. Эти герои тоже не любят друг друга. Жена изменяет мужу с Васькой Пеплом. Мужу же нет до неё особого дела. Скорее всего, этот брак был заключен по расчёту. Внешне их отношения не выглядят такими ужасными, как отношения предыдущей пары, но в итоге Василиса Карповна, руками Пепла, убивает своего мужа… (убери запятые)
(нет связи между абзацами – логика!) Одна из героинь — Настя — «продаёт» любовь, работая проституткой. Ей приходится заниматься этим, чтобы хоть как-то выжить. А чтобы выдержать такую жизнь, она читает любовные романы, в которых любовь, чаще всего, даётся (представлена) в идеализированной, приукрашенной форме. Таким образом, в её жизни присутствует вымышленная любовь в двух её крайностях? (не мудри, выражайся проще), но отсутствует настоящая…
(нет перехода к этой теме, представлена она слабо: либо расширяй, либо не пиши о ней вовсе) Другую форму любви — не любви мужчины и женщины, а любви к ближнему — «проповедует» Лука. Этот герой говорит о нужности всех людей. Он жалеет Настю. Он подсказывает Пеплу уехать в Сибирь. Но, внезапно появившись в ночлежке, он так же внезапно из неё исчезает. Вместе со своими человеколюбивыми идеями (грамматика, не дели на 2 предложения)…
Таким образом, Горький говорит о том, что на дне любви нет. Как нет и будущего. Нет возможности что-то изменить. А одна из особенной? (речь) такого чувства, как любовь, состоит в том, что она меняет человека к лучшему, заставляет его развиваться. (об этом лучше во вступлении) На дне это сделать невозможно… (почему? На этот вопрос надо дать ответ: чего лишены люди «дна»? Ты пишешь, но не до конца комментируешь)
Аргументы на тему: Надежда и отчаяние в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)
Многомудрый Литрекон догадывается, что пьеса «На дне», которую проходят в 11 классе, является любимым произведением для подбора аргументов по направлению «Надежда и отчаяние». У нищих масса поводов отчаяться, а у Луки для каждого найдется своя надежда. Сохраняйте себе примеры из пьесы «На дне», чтобы в решающий час воспользоваться своими наработками.
Жизнь Василисы
У содержателя ночлежки, 54-летнего Костылева, была молодая жена Василиса, возраст которой составлял всего 26 лет. Отношения между этими двумя героями драматичны. Василиса не по любви, а по расчету вышла замуж за Костылева, а он постоянно попрекает героиню нищетой («свинья», «нищая»). Вряд ли супруг искренне любит свою жену. Любовный конфликт в пьесе «На дне» его не касается. Это жадина, стяжатель, лицемер, которому чужды чистые, светлые чувства. «Поганая», — называет он ее. Для Василисы жизнь с подобным человеком — ад, их отношения далеки от любви. Поэтому она изменяет ему с другим героем, Васькой Пеплом. Именно вокруг последнего строятся особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».
Популярные сегодня темы
Тема любви в пьесе М. Горького «На дне»
Проститутка Настя
Говоря о любовной теме в произведении, необходимо сказать пару слов и о еще одной героине пьесы — проститутке Насте. Ее не случайно вводит в повествование М. Горький («На дне»). Барон и Бубнов издеваются, смеются над Настей, над ее выдуманной историей любви. Эта героиня грезит о Рауле, воображаемом поклоннике, думая, что он ее возвышенно и страстно любит. Настя читала любовные романы, представляя себя их героиней. Это единственное, что есть хорошего в ее тяжелой жизни. Торгуя своим телом, она душой все еще тянется к теплу, свету, участию и доброте. За этой выдумкой скрывается глубокая потребность героини в любви. Настя не теряет надежды, не прекращает верить в то, что большое и чистое чувство изменило бы всю ее жизнь, подняв со дна.
Таковы особенности любовного конфликта в пьесе «На дне». Максим Горький в этой пьесе показывает, как личность калечат нечеловеческие условия существования, уродуя возвышенные чувства, приводя к деградации и разрушению человеческого «я». Духовно-нравственное и социальное тесно связаны в творчестве этого писателя, что в очередной раз доказывает в произведении М. Горький. «На дне» поэтому по праву считается социально-философской пьесой.
Пьеса Горького «На дне»(1902) – глубокое, социально-философское произведение. Сюжет драмы многослоен. В первую очередь здесь выявляется сюжет социально-психологический. В ночлежке, принадлежащей Костылёвым, на самом «дне жизни» живут босяки. Автор рисует разные их типы. У каждого из героев что-то «отнято» обществом: имя (Актёр, Барон), любовь (Наташа, Васька), честь (Васька – сын вора, потому и сам вор), жизнь (Анна, Актёр)… Эти несчастливые люди пьянствуют, затевают драки, ругаются, сплетничают и жалуются друг другу на свою нелёгкую долю. Но оказывается, они интересные и неглупые люди. Гуманизм Горького проявляется, прежде всего, в том, что, вглядываясь в ночлежников, автор как бы заставляет и читателей поверить, что не врождённые патологические качества привели их на «дно», а слабость натур, которые не могут выжить среди рабов и хозяев. В пьесе чётко просматривается и сюжет философский, связанный с размышлениями героев о вере и безверии, о Боге, о правде и праведности, терпении, о Человеке. Обитатели «дна» разуверились в правде, но им интересна эта проблема. Столкновение нескольких точек зрения на человека и правду составляет особенность развития философского сюжета в драме. Возможно выделение в произведении и нравственного сюжета, связанного с раскрытием темы сострадания, милосердия и любви. Тема любви в пьесе касается практически всех героев. Но наиболее ярко она выражается через отношения Василия Пепла, Василисы и её сестры Натальи. Все жители знают об этой запретной связи и постоянно обсуждают любовников (Бубнов: «К любовнику, видишь, пришла, а его нет»; Настя: «Он про неё говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить её хочет… А Наташу взять себе»). Василий – вор, но не столько по своей воле он встал на преступный путь, сколько из-за вора-отца. Здесь на первый снова выступает социальная проблема: судьба человека полностью зависит от социального положения родителей. До появления Луки Пепел равнодушно, спокойно отзывается о положении жителей ночлежки. Например, он возражает Клещу, «рабочему человеку», считающему, что все здесь «живут без чести, без совести»: «Никто здесь тебя не хуже… напрасно ты говоришь… А куда они – честь и совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». К успокоительным рассуждениям Луки Пепел, как и остальные жители ночлежки, сначала относится настороженно и даже цинично. Когда Лука успокаивает умирающую Анну, Василий язвит: «Врёшь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего – мало, брат, приятного на свете!» Пеплу скучно жить на свете. Вероятно, от тоски и скуки он вступил в любовную связь с замужней Василисой. Но очень скоро Василиса наскучила Пеплу, и тот на глазах у всех обитателей ночлежки стал ухаживать за её сестрой Наташей. Ни у кого из них нет чувства любви друг к другу. Есть только жалость. Так, Пепел искренне жалеет Наташу, но даже не пытается построить с ней настоящее счастье. Лука же советует Василию уйти с девушкой из ночлежки, иначе здесь они оба погибнут. В речах самой Наташи также постоянно ощущается безысходность. Она не верит в лучшую жизнь и безропотно принимает всё как есть. Пепел, не желавший сначала слышать «сказки» Луки, после его притчи о праведной земле почувствовал в себе силы исправить все ошибки и начать новую жизнь. Он понял, что надо жить лучше, честнее. Пепел, наконец, выговорил Наташе всё, что накопилось: «Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь — мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все — гнилое… все — не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была — я бы ее ради… на все пошел. Лишь бы она — вся моя была… Ну, ей другого надо… ей — денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратничать. Она — помочь мне не может… А ты — как молодая елочка — и колешься, а сдержишь…». Но исчезает Лука, а вместе с ним и надежды на счастье. Пепел убивает Клементьева и тем самым определяет свою судьбу. Но любит ли кто-нибудь здесь по-настоящему? Нет места этому святому чувству на дне жизни. Умирающая в предсмертных муках Анна находит слова поддержки и успокоения у каждого, кроме своего мужа Клеща. На протяжении всей пьесы он ни разу не подошёл к жене. О ней заботятся Лука, Наташа, жалеет Сатин. Настя живёт иллюзиями, грезит о настоящем чувстве, верит в красивую сказку. Но о пылкой любви узнаёт только из глупых бульварных романов. Бубнов не уважает Настю, называет её «мразью», часто бьёт, может приласкать и пожалеть, когда ему нужны деньги на кабак. Василиса не только не испытывает к мужу тёплых чувств, но, напротив, пытается любым способом сжить Клементьева со свету. Своего бывшего любовника Василия Пепла, после неудачной попытки вернуть, она пытается уговорить избавить её от мужа, обещая заплатить за преступление и сосватать за него Наташу. Василиса – очень жестокий, грубый человек. Пепел верно о. Но женщина, которая из ревности до полусмерти избивает родную сестру, строит заговор против мужа,– бездушный зверь. Квашня радуется свободной жизни и зарекается не выходить замуж, так как, кроме побоев, она от мужа ничего не видела. Таким образом, «на дне» чистая, искренняя любовь не имеет шансов выжить. Она топится пошлостью, развратом, нищетой, неспособностью что-то изменить. Незаконные отношения пошлы, безнравственны. Каждый — Пепел, Василиса, Наташа – ищет свою выгоду, но, в конце концов, ничего не находит, кроме ещё большего страдания.
Любит ли Василиса Ваську Пепла?
Василиса показана в пьесе как корыстолюбивый человек. В своей связи с Пеплом она видит не просто возможность обрести женское счастье. Костылева надеялась, что Васька поможет ей разделаться с мужем, после чего она будет полновластной хозяйкой его заведения. Пьеса Максима Горького «На дне» заставляет о многом задуматься. Возникает закономерный вопрос: «А любит ли на самом деле Василиса Пепла?» Представляется, что нет. Разве толкала бы она его в противном случае на преступление, обрекая себя на неминуемую разлуку с любимым? Стала бы она подстрекать его к воровству, а затем скупать краденое? В последний момент Василиса все еще думает уговорить Пепла на сговор с ней. Она даже согласна на брак его с Наташей, обещает Ваське денежное вознаграждение.
Сочинение на тему: Особенности любовного конфликта в пьесе Горького «На дне»
Пьеса «На дне» — одно из самых популярных произведений Максима Горького. Она раскрывает глубокие социальные и философские проблемы, показывает жизнь низших слоёв общества 19 века.
В этом творении повествуется о жизни жителей ночлежки, оказавшихся на социальном дне: кто-то «упал сверху», кто-то изначально там находился. Каждый герой существовал только для себя, не заботился о других: никому не было дела до умирающей Анны, даже её мужу Клещу. Поэтому любовный конфликт очень интересен для читателя, так как любовь — чистое, искреннее, тёплое чувство, которое сильно контрастирует с мировоззрениями героев.
Таким образом, Максим Горький в этой пьесе демонстрирует трагичность любви и судеб людей, находившихся на социальном дне, со всеми их недостатками, не дающими выбраться из этой «ямы», даже при возникновении ощущения, что жизнь может наладиться.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Особенности любовного конфликта в пьесе Горького «На дне» читают:
Особенности любовного конфликта в пьесе «На дне». Тема любви в произведении
Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.
Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да. Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно». А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.
В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей. Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются. У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.
Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.
Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?
Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.
В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.
Жизнь Василисы
У содержателя ночлежки, 54-летнего Костылева, была молодая жена Василиса, возраст которой составлял всего 26 лет. Отношения между этими двумя героями драматичны. Василиса не по любви, а по расчету вышла замуж за Костылева, а он постоянно попрекает героиню нищетой («свинья», «нищая»). Вряд ли супруг искренне любит свою жену. Любовный конфликт в пьесе «На дне» его не касается. Это жадина, стяжатель, лицемер, которому чужды чистые, светлые чувства. «Поганая», — называет он ее. Для Василисы жизнь с подобным человеком — ад, их отношения далеки от любви. Поэтому она изменяет ему с другим героем, Васькой Пеплом. Именно вокруг последнего строятся особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».
Конфликты в пьесе Горького На дне
Максим Горький — один из крупнейших русских писателей и драматургов 20 века. Его рассказы, романы и пьесы всегда были наполнены глубоким философским подтекстом и острым социальным посылом. Это правило не обошло стороной и его наверное самую знаменитою пьесу «На дне». Пьеса «На дне» является эталонным представителем такого жанра, как общественно-философская драма. Горький написал её в 1902 году с целью предоставить искушённому читателю настоящие дно жизни.
Также можно выделить конфликт между Настей и другими постояльцами ночлежки. Над Настей все смеются и издеваются, так как она, являясь дамой «легкого поведения», питает огромную страсть к любовным романам и грезит о чистой любви с каким-нибудь «Раулем», который сможет её вытащить из этого социального дна. Но все её сожители откровенно смеются над её мечтами и вечно дразнят её.
Этими конфликтами автор показывает нам, что даже будучи в таком незавидном положении можно сохранить чистоту души как Настя. И в то же время, находясь в положении социального бедствия, многие люди теряют своё человеческое лицо и морально скудеют, как Василиса.
Ещё одним родом конфликта, можно назвать конфликт философский. Самый важный конфликт в пьесе происходит между Сатиным и Лукой. Этот конфликт не явный, прямого соперничества между этими персонажами нет, тем не менее данный конфликт проносится вихрем сквозь всю пьесу. А конфликт заключается в насущном вопросе «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь»? Лука в этом споре отстаивает позиции сладкой лжи. Лука считает, что человеку нужно утешение, чтобы он духом не упал. Ведь, ложь может быть во блага и подавать надежду в трудной ситуации. Но Сатин категорически против жалости. Он думает, что человек не нуждается в сострадание. Что человек выше сострадания. В самой пьесе не даётся точного ответа, а читателю предоставляется возможность самому принять решение на чьей он стороне: Луки или Сатина.
Василиса и Наташа
Василиса, эта жестокая, злая женщина с «дьявольским характером», ведет за Пепла борьбу, методы которой очень сомнительны. Она ревнует его к Наташе, своей бесправной сестре, во всем зависящей от нее. Наташа нравится обитателям ночлежки, а Василису они не жалуют. Сестра Костылевой — «славная девка», «надежный человек», а жена владельца ночлежки — «гадюка ядовитая». У Наташи множество достоинств, поэтому и Васька Пепел неравнодушен к ней. Властную сестру же он упрекает в отсутствии души. С Костылевой этот герой искренен и напрямую говорит, что никогда не любил ее, а жил вместе с ней лишь ради развлечения, просто так. В конце концов Васька оставляет Василису ради Наташи. Костылева не может вынести любви этого героя к своей сестре. Эта мстительная натура, охваченная яростью, непрестанно бьет и мучит Наташу. Последняя, находясь в столь невыносимых для себя условиях, готова сбежать с Пеплом на край света.
Отношения между ним и Наташей обогащают героя, дают надежду на совсем иную, новую жизнь, что показывает М. Горький («На дне»).
Популярные сегодня темы
Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ
Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.
Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.
Любит ли Василиса Ваську Пепла?
Василиса показана в пьесе как корыстолюбивый человек. В своей связи с Пеплом она видит не просто возможность обрести женское счастье. Костылева надеялась, что Васька поможет ей разделаться с мужем, после чего она будет полновластной хозяйкой его заведения. Пьеса Максима Горького «На дне» заставляет о многом задуматься. Возникает закономерный вопрос: «А любит ли на самом деле Василиса Пепла?» Представляется, что нет. Разве толкала бы она его в противном случае на преступление, обрекая себя на неминуемую разлуку с любимым? Стала бы она подстрекать его к воровству, а затем скупать краденое? В последний момент Василиса все еще думает уговорить Пепла на сговор с ней. Она даже согласна на брак его с Наташей, обещает Ваське денежное вознаграждение.
Сущность Костылевой
Особенности любовного конфликта в пьесе «На дне» раскрывают истинную сущность Василисы. Пепел чувствует ее. Он говорит, что Василисе надо лишь денег и воли, «чтобы развратничать». Васька смог бы даже полюбить эту героиню, пойти на что угодно ради ее счастья, однако страсть к деньгам оттолкнула его. Он не может примириться с этим в характере Василисы.
Костылева ставит Пепла в тупик. Заступившись однажды за Наташу, которую обварили кипятком и жестоко избивали муж с женой, Васька убивает владельца ночлежки в драке. Этого и хотела Василиса. В ней не осталось ничего человеческого, лишь полное нравственное падение, которое, несомненно, показывает пьеса Максима Горького «На дне».
Проститутка Настя
Говоря о любовной теме в произведении, необходимо сказать пару слов и о еще одной героине пьесы — проститутке Насте. Ее не случайно вводит в повествование М. Горький («На дне»). Барон и Бубнов издеваются, смеются над Настей, над ее выдуманной историей любви. Эта героиня грезит о Рауле, воображаемом поклоннике, думая, что он ее возвышенно и страстно любит. Настя читала любовные романы, представляя себя их героиней. Это единственное, что есть хорошего в ее тяжелой жизни. Торгуя своим телом, она душой все еще тянется к теплу, свету, участию и доброте. За этой выдумкой скрывается глубокая потребность героини в любви. Настя не теряет надежды, не прекращает верить в то, что большое и чистое чувство изменило бы всю ее жизнь, подняв со дна.
Таковы особенности любовного конфликта в пьесе «На дне». Максим Горький в этой пьесе показывает, как личность калечат нечеловеческие условия существования, уродуя возвышенные чувства, приводя к деградации и разрушению человеческого «я». Духовно-нравственное и социальное тесно связаны в творчестве этого писателя, что в очередной раз доказывает в произведении М. Горький. «На дне» поэтому по праву считается социально-философской пьесой.
Особенности жанра и конфликта
Домашнее задание к уроку
1. Прочитать пьесу «На дне».
2. Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.
3. Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.
4. Какова природа конфликта в пьесе?
Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.
Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
История создания пьесы
Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!
В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?
Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.
Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.
В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.
Где происходит действие пьесы?
В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.
Как изображается место действия в пьесе?
В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?
Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.
Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.