Приметы на 14 ноября: почему нельзя стирать и зачем в этот день готовить курицу
По народному календарю, 14 ноября отмечается праздник Кузьминки. Православная церковь в этот день почитает память святых Космы и Дамиана. На Руси их считали покровителями брака, ремесел и домашней птицы, поэтому 14 ноября было принято дарить близким кур.
Кроме того, этот день считался девичьим праздником, в честь чего устраивались пышные гулянья. Какие еще традиции и запреты связаны с этой датой?
Приметы на 14 ноября: традиции и обряды
14 ноября было принято устраивать пышные гулянья в честь Кузьминок и девичьего праздника. Крестьяне собирались в одной избе, накрывали на стол, пели, танцевали и могли веселиться до самого утра.
На хозяйстве была девушка на выданье. Ей предстояло готовить яства на всех гостей.
Накрытый стол определял, выйдет ли она замуж в ближайшее время или нет. Если он оказывался небогатым, а блюда невкусными, свадьбу в ближайшем будущем ждать не стоит.
Обязательно в этот день на столе должны были быть блюда из курицы.
Праздник Кузьминки осенние по другому называют курьи именины. На Руси в этот день провожали осень и встречали зиму.
Богатые люди в этот день дарили домашних кур родным и близким, а женщины несли птиц в церковь и собирались с ними вокруг храмов. 14 ноября также было принято резать кур, чтобы на протяжении всего года в хозяйстве водилась птица.
Что нельзя делать 14 ноября
Нельзя 14 ноября водить в баню детей. Считалось, что если вылить на землю воду, в которой мылся ребенок, он лишится защиты и начнет часто болеть.
14 ноября работа на кузнях являлась большим грехом.
Запрещено было в этот день выкидывать куриные потроха. Наши предки верили, что чтобы не болеть весь год, нужно съесть целую курицу.
Если 14 ноября подавали кому-либо милостыню, старались не смотреть просящему в глаза. Можно было навлечь неприятности.
Крупные покупки и траты лучше перенести на другой день.
Нельзя 14 ноября вязать и шить. По поверью, могут возникнуть проблемы со зрением.
Крестьяне верили, что если в этот день затеять стирку, вам могут начать «перемывать кости». Если же вы сами в этот день будете о ком-то сплетничать, то все плохое, что вы скажете, вернется бумерангом.
Приметы о погоде на 14 ноября
По некоторым приметам на Кузьминки осенние наши предки определяли погоду:
Если 14 ноября тепло – зима будет холодно
Если к вечеру в этот день потеплеет — следующий день будет пасмурным
14 ноября – Кузьминки осенние. История праздника, традиции, приметы
Народный праздник «Кузьминки осенние» отмечается 14 ноября (по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Другие названия праздника: «Кузьминки», «Кузьма и Демьян», «Рукомесленники», «Бессребреники», «Божьи кузнецы».
История
Косма и Дамиан жили во второй половине 3-начале 4 веков. Их воспитанием занималась мать — святая Феодотия. Она воспитала братьев в христианстве и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда братья достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.
Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодых.
Традиции
14 ноября было принято прикармливать дворового – духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.
Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.
Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, а затем угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.
14 ноября также отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.
Приметы
Подготовлено на основе информации из открытых источников
Народный календарь: традиции празднования Осенних Кузьминок
Кузьминки — ноября сердцевина
В первый день предстоящей недели озера и реки, по наблюдениям наших предков, могут покрыться льдом, наступят первые морозы. 9 ноября, в день, когда православные чтут память Нестора Летописца, монаха Киево‑Печерского монастыря, уже готовились ездить на санях. Нередко в это время случались первые снегопады. По приметам, если снег выпал в сырую землю, то следовало ждать ранней весны и много подснежников. Если утром туман, то вскоре наступит оттепель.
9 ноября белорусы вспоминали также святого Тодара. В этот день продолжали пополнять запасы на зиму и говорили: «На святога Тадора — поўна камора». А еще готовили овечью шерсть, чтобы изготавливать валенки, делать нитки, вязать из них варежки и носки. Расходуя «бавоўну», наши предки обращались к святым Анастасию и Авраамию (Настасей, Анастасiй) — заступникам и покровителям овчаров и пастухов. 11 ноября, в день их почитания, женщины пекли пироги. Считалось, если хозяин овечьего стада отблагодарит пастухов, то целый год его овцы будут целыми и невредимыми. Просили заступника овец: «Святы Настасей‑прэкрасны, саблюдзi авец нашых».
На Кузьму и Демьяна начиналось обучение детей грамоте. Отсюда и обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума к учению грамоте».
Кузьма и Демьян, скуйте праздник нам! Так наши предки обращались к святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану в день их почитания — 14 ноября (Кузьма‑Земян, Касьма‑Дамiян, «Кузьмiнкi»). В календаре это была дата особая. Начинали чествовать кузнецов. Согласно народным представлениям, Кузьма и Демьян — Божьи «кавалi», которые способны не только украсить коваными звездами небо, но и сковать ледяную цепь для земли.
Это был праздник семейного очага и продолжения рода. Всего две недели осталось до Филиппового поста. Поэтому девушки, которые хотели выйти замуж до Рождества, обращались к святым с просьбой помочь найти суженого.
Кузьминки — пора веселья, которое продолжалось несколько дней. В это время хозяйкой дома становилась девушка‑невеста. Она готовила обрядовую еду для всей семьи. Утром на голодный желудок полагалось съесть вареное яйцо — символ плодородия. Другим ритуальным блюдом являлась каша. По преданию, Кузьма и Демьян были простыми работниками, никогда не требовали оплаты за труд, просили только каши.
Кашу на Кузьминки девушки варили сразу в нескольких горшках: в одних — с постным маслом, в других — со свиным салом, угощали ею деревенских парней и затем устраивали «вячорки» с веселыми играми, которые могли продолжаться до утра. Затем парни отправлялись воровать соседских кур для новых блюд. Такое озорство на Кузьминки не осуждалось. На следующий день веселье продолжалось. Молодежь наряжалась в одежду красного цвета, который символизировал солнце, жизнь и семейное счастье. Приговаривали: «Кузьма‑Демьян пришел — на свадьбу повел».
В некоторых районах Беларуси на Кузьминки праздновали первую встречу зимы. Говорили: «Не закаваць зiме раку да Кузьмы; калi Кузьма закуе, дык Мiхайла раскуе; на Кузьму лiсты на дрэвах трымаюцца — недарод наперадзе чакае».
Из Кузьмы‑Демьяновой кузницы мороз идет.
Кузьма‑Демьян из осеннего перепутья путь правят.
Если на Кузьму‑Демьяна на дорогах грязь, то до середины зимы продержится теплая погода.
Кузьма и Демьян: традиции и приметы на 14 ноября
В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:
Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.
Их отец был язычником. Он рано ушел из жизни. Воспитанием мальчиков в христианской вере занималась мать. Позже они начали изучать врачебную науку. Господь даровал им искусство исцелять людей. Слух об их способностях быстро разносился, что приводило к ним ежедневно всё больше и больше больных пациентов. Они никогда не взимали с людей плату, за что и прозвали их бессребрениками.
Однажды братья исцелили безнадёжно больную женщину, которая в знак благодарности принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Он не смог ей отказать и взял подношение. Косма, узнав об этом, сильно расстроился, решив, что брат нарушил их обет. Перед своей кончиной Косма просил людей не хоронить брата рядом с ним.
Дамиан ненамного пережил брата. Когда он умер, то люди не знали, как поступить с его телом и где его похоронить. Но тут к ним явился верблюд, которого братья когда-то излечили от бешенства. Он заговорил людским голосом и сказал, чтобы братьев хоронили в одном месте, так как Дамиан принял дар не ради мзды, а ради Господа. Именно так люди и сделали.
Традиции и обряды
Кузьма и Демьян – покровители ремесел, домашней птицы и брака. Им молятся об исцелении от душевных и телесных болезней, о помощи в трудном учении и просвещении разума, о мире в семье и любви между супругами.
В народе отмечали Летние Кузьминки (14 июля) и Осенние (14 ноября). В день Осенних Кузьминок справляли курьи именины. Богатые люди рассылали в подарок домашнюю птицу родственникам и друзьям. В селах женщины подносили курочек своей боярыне. «Челобитных кур» не резали, кормили ячменём и овсом. Яйца, которые они несли, считались целебными.
Также было принято убивать петуха (кочета). Хозяин сам выбирал самца курицы и рубил ему голову. Лапы птицы забрасывали на крышу избы. Считалось, что благодаря этому куры будут всегда водиться в доме. Самого петуха готовили на обед.
В некоторых губерниях (например, в Ярославской) курятники окропляли святой водой и служили там молебен.
День Кузьмы и Демьяна считали девичьим праздником, который отмечали с размахом. На день снимали избу, где и справляли кузьминскую вечеринку. Девушки днем варили пиво, а также ходили по домам и собирали продукты. Если среди собравшихся была невеста, то она считалась хозяйкой дома. К вечеру приглашали музыкантов и парней, и начиналось настоящее веселье. Молодые люди играли, пели и танцевали. Иногда веселье затягивалось до самого утра. Если еда заканчивалась, то парни шли на промысел. Они могли «добыть» курицу из чужого двора. К таким кражам односельчане относились спокойно.
Обязательно на столе была куриная лапша и другие блюда из курятины. Девушки на выданье готовили кушанья из птицы и угощали ими всех пришедших в дома.
В некоторых областях чествовали дворового, младшего брата широко всем известного домового. Ему варили ритуальную кашу из пшена. Верили, что если этого не сделать, то приусадебный дух может разозлиться и сломать садовую утварь или навредить скотине. Иногда, чтобы проучить домашнего духа, метлу опускали в деготь и оставляли на улице. Считали, что дворовой возьмёт её, чтобы двор подмести, измажется и задумается над своим поведением.
Сны с 13 на 14 ноября обязательно запоминайте, потому что они являются вещими.
Обычаи и приметы
Праздник Кузьмы и Демьяна на Руси
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В грамоте XI века из Новгорода есть упоминание Козмодемьяна. Именно так воспринимали жители Древней Руси двух братьев- святых — как нераздельное целое. Кузьма и Демьян — вот как зазвучали русифицированные имена врачей- чудотворцев Косьмы и Дамиана.
Когда Православная Церковь празднует день свв. Косьмы и Дамиана
Асийские братья — 14 ноября, «зимние кузьминки»
Святые Косма и Дамиан Асийские
В Евангелии Христос повелевал Своим ученикам:
«Блажен, иже скоты милует» (Прит. 12,10.).
Полезные материалы
И случилось чудо: заговорил человеческим голосом верблюд, когда-то исцеленный чудотворцами, и поведал о случившемся. Братья были погребены в одной раке.
Римские мученики — 14 июля, «летние кузьминки»
Бессребрениками были и мученики Косьма и Дамиан, жившие в Риме. Родные братья были воспитаны родителями-христианами и отданы в учение к лекарю. За благочестие и целомудренную жизнь братья получили дар исцеления от Господа.
Гнев римских властей вызвало то, что бессребреники многих обращали к вере. Братьев любили и почитали. Когда стало известно, что их ищут солдаты, чудотворцев спрятали в надежное место. Но, когда вместо Косьмы и Дамиана были схвачены другие христиане, братья добровольно отдали себя в руки властей.
Аравийские братья — 30 октября
Помощники в трудах и целители недугов
Святых братьев почитали на Руси прежде всего как бессребреников-врачей, но не только.
Верили, что Кузьма и Демьян помогают в крестьянском труде. В народном сознании прочно связаны дни памяти святых и годовой цикл хозяйственных работ. Летние и осенние «Кузьминки» — покос и встреча зимы. И это не отголоски язычества, а вера в молитвенную помощь святых братьев в повседневных трудах.
Божьи кузнецы — так называли Косьму и Дамиана, и кузнецы считали их своими святыми покровителями. Верили, что святые помогают учению, не только обучению детей грамоте, но и книжному учению. А еще святые братья считались покровителями скота, вероятно, это связано с чудом о говорящем верблюде, исцеленном Асийскими святыми.