леонов лариосик дни турбиных

«Вокруг Булгакова»: как Лариосик похудел

1030378291

Между тем Женовач (вполне вероятно, не без влияния большого любителя Булгакова Константина Хабенского) действовал как раз в соответствии с авторскими установками.

Валентин Катаев, который находился в сложных отношениях с Булгаковым, но всё же отдававший ему дань уважения, писал об этой ситуации так: «В пьесе «Дни Турбиных» есть образ студента Лариосика. Как скажешь «Лариосик», так вы сразу увидите худенького тогда Яншина (актёр, который играл Лариосика в первой постановке МХАТ и со временем действительно располневший — Авт.). А у Булгакова он был задуман как здоровенный неуклюжий детина из провинции, который сразу стал неудобным человеком в доме. Эту комическую фигуру театр сделал совсем по-другому. Яншин и режиссура сделали Лариосика не таким, как написал Булгаков, но не хуже, а, может быть, даже лучше».

Справедливости ради следует отметить, что в «Белой гвардии» не так, чтобы очень много было пояснений к тому, как выглядит Лариосик.

Наиболее обширное описание выглядит так: «видение было в коричневом френче, коричневых же штанах-галифе и сапогах с жёлтыми жокейскими отворотами. Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной. Несомненно, оно было молодо, видение-то, но кожа у него была на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и жёлтые».

Алексей Турбин называет Лариосика «головастиком». В «Днях Турбиных» и вовсе никаких указаний относительно внешности персонажа не было.

1023567997

В общем, автор относился к Лариону Суржанскому без особой симпатии, и то, что этот трагикомический персонаж получился в итоге симпатичным и даже любимым зрителем, — безусловная заслуга Ильи Судакова и Михаила Яншина в МХАТе, а также Владимира Басова и Сергея Иванова на «Мосфильме».

Процесс «очеловечивания» Лариосика прекрасно описан самим Булгаковым в «Театральном романе»:

«— Пламенная любовь, — продолжал Иван Васильевич, — выражается в том, что мужчина на все готов для любимой. — И приказал: — Подать сюда велосипед!

Приказание Ивана Васильевича вызвало в Стриже восторг, и он закричал беспокойно:

— Эй, бутафоры! Велосипед!

Бутафор выкатил на сцену старенький велосипед с облупленной рамой. Патрикеев поглядел на него плаксиво.

— Влюблённый все делает для своей любимой, — звучно говорил Иван Васильевич, — ест, пьёт, ходит и ездит…

Замирая от любопытства и интереса, я заглянул в клеёнчатую тетрадь Людмилы Сильвестровны и увидел, что она пишет детским почерком: «Влюбленный все делает для своей любимой…»

-…так вот, будьте любезны съездить на велосипеде для своей любимой девушки, — распорядился Иван Васильевич и съел мятную лепёшечку.

Я не сводил глаз со сцены. Патрикеев взгромоздился на машину, актриса, исполняющая роль возлюбленной, села в кресло, прижимая к животу огромный лакированный ридикюль. Патрикеев тронул педали и нетвёрдо поехал вокруг кресла, одним глазом косясь на суфлёрскую будку, в которую боялся свалиться, а другим на актрису.

В зале заулыбались.

— Совсем не то, — заметил Иван Васильевич, когда Патрикеев остановился, — зачем вы выпучили глаза на бутафора? Вы ездите для него?»

В этом отрывке Иван Васильевич — К.С. Станиславский, Стриж — режиссёр спектакля Судаков, Людмила Сильвестровна — Лидия Коренева (её Булгаков не любил, но она в «Днях Турбиных» и не играла — в книге Булгакова смешаны эпизоды, касавшиеся истории постановки ряда его пьес, в данном случае — «Кабалы святош»), Патрикеев — Яншин.

Не любил же Булгаков Лариосика по той причине, что ему был неприятен его прототип — Николай Николаевич Судзиловский, действительно живший одно время в доме №13 по Андреевскому спуску. Он был племянником мужа Варвары Афанасьевны Булгаковой Леонида Карума (прототип Тальберга).

Первая жена писателя Татьяна Лаппа дала ему такую характеристику: «В это время у них (у Карумов. — Авт.) жил Судзиловский — такой потешный! У него из рук всё падало, говорил невпопад. Не помню, то ли из Вильны он приехал, то ли из Житомира. Лариосик на него похож». В другом интервью: «неприятный тип. Странноватый какой-то, даже что-то ненормальное в нем было. Неуклюжий. Что-то у него падало, что-то билось. Так, мямля какая-то».

Сам Карум в неизданных мемуарах писал: «В октябре месяце появился у нас Коля Судзиловский. Он решил продолжать обучение в университете, но был уже не на медицинском, а юридическом факультете. Дядя Коля просил Вареньку и меня позаботиться о нем. Мы, обсудив эту проблему с нашими студентами, Костей, Колей и Ваней, предложили ему жить у нас в одной комнате со студентами. Но это был очень шумливый и восторженный человек. Поэтому Коля и Ваня переехали скоро к матери на Андреевский спуск, 36, где она жила с Лелей на квартире у Ивана Павловича Воскресенского. А у нас в квартире остались невозмутимый Костя и Коля Судзиловский».

Историю эту детально разобрал Ярослав Тинченко и установил, что у Карума тут неправильно всё.

1027828923

Николай Судзиловский был сыном польско-украинского помещика, статского советника (генерал-майора) Николая же Судзиловского. В 1916 году он поступил на юридический факультет Московского университета, но был изгнан за неуспеваемость. Попал в Петергофскую школу прапорщиков, но и оттуда отправлен рядовым в запасной полк. В конце концов он женился, что дало ему отсрочку от военной службы, а потом случилась Октябрьская революция.

В 1918 году он оказался в Житомире, а в конце ноября, по предположению Тинченко, прорвался в Киев с эшелоном губернского комиссара Андро. Никаким другим поездом он проехать в Киев не смог бы — все дороги были перекрыты восставшими.

Он действительно был богат, но никаких семейных проблем у него не было и никакую телеграмму Булгаковы (точнее — Карумы) не получали.

По сведениям Карума Судзиловский в 1919 году ушёл вместе с белыми и погиб в бою. Тинченко в способность человека, столь успешно уклонявшегося от фронта, погибнуть в бою не верил, но, так или иначе, дальнейшая судьба прототипа, равно как и самого персонажа, осталась неизвестной.

А вот Лариосику в 2007 году установили в Житомире памятник. Разумеется, с внешностью Иванова, насколько это удалось скульптору.

Источник

День в истории. 1 ноября: вышел на экраны знаменитый советский сериал «романтизирующий белогвардейщину»

1027696670

Пьесу «Дни Турбиных» Владимир Басов — будущий известный режиссёр и главный «Дуремар» Советского Союза, полюбил ещё задолго до войны.

Михаил Булгаков написал её в 1925 году — тогда в журнале Россия была опубликована первая часть романа «Дни Турбиных», который современный читатель знает под названием «Белая гвардия». «Вокруг Булгакова»: 130 лет назад в Киеве родился любимый драматург Сталина

1030378268

3 апреля того же года Булгакову из МХАТА поступило предложение, написать на основе романа пьесу, которую там были готовы поставить. Писатель перебивался с хлеба на воду, постановка дала бы ему возможность содержать семью, поэтому он охотно взялся за работу. Уже в начале сентября в театре состоялась первая читка, однако разрешение на постановку пьесы театр получил только год спустя — 25 сентября 1926 года.

Из-за романтизации белого движения «Дни Турбиных» подверглись критике, и в апреле 1929 года из театрального репертуара её изъяли… однако вскоре вернули. Причиной тому стало личное вмешательство самого Иосифа Сталина. Широко известна легенда, будто бы глава СССР смотрел «Дни Турбиных» пятнадцать раз, хотя никаких документальных подтверждений этому нет. Зато в собрании сочинений Сталина есть текст письма, написанного им 2 февраля 1929 года драматургу Владимиру Билль-Белоцерковскому:

МХАТ продолжал ставить пьесу Булгакова на своей сцене, где её и увидел тогда ещё совсем молодой Володя Басов:

«Дни Турбиных» — моя давняя страсть. Может быть, потому, что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки…». День в истории. 16 февраля: родился полтавчанин, который в 1941-м спас Москву

Читайте также:  если расчет при увольнении не выплачен в день увольнения что делать

1030566841

Владимир Павлович очутился не просто в армии, он попал в самую мясорубку первых лет Великой Отечественной войны. Его сверстники, это как раз школьники 1941 года выпуска. Это они ушли из-за школьной парты, не в ВУЗы и техникумы, а на фронт. Из каждых ста человек назад потом вернулись только трое.

Басов собирался поступать ВУЗ. Выбрал ВГИК, успел туда явиться, чтобы узнать правила приёма, но затем ушёл добровольцем на фронт. Он участвовал в Битве за Москву, был ранен, вернулся в строй и закончил войну в 1945 году в Германии в чине капитана. Владимир мог бы продолжить карьеру советского офицера, но предпочёл оставить армию и в 1947 году реализовал свои довоенные планы — поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.

С тех пор и появилась у него идея, экранизировать «Дни Турбиных», только играть в нём он теперь хотел не молодого наивного Николку, а опытного, «тёртого» временем капитана Виктора Мышлаевского. В конце концов, он ведь и сам был пусть отставным, но капитаном. Однако прошла четверть века, прежде, чем планы эти удалось реализовать.

Во-первых, режиссёр набирался опыта, завоёвывал доверие киночиновников, во-вторых, мнения о романтизации Булгаковым белогвардейщины никуда после смерти Сталина не делись, а потому экранизацию пьесы долго запрещали. Заявка Басова была третьей, до него уже отказали двум режиссёрам. Наконец в 1975 году разрешение на съёмки дали.

Жена Басова Валентина Титова, которая исполнила потом в фильме главную женскую роль, вспоминала: «Однажды Володя пришел домой очень возбужденный и сказал: «Валя, мне дают снимать «Дни Турбиных». Я говорю: «Не радуйся, завтра решение могут отменить». Так случалось довольно часто. Но Басов, едва получив разрешение, сразу запустился со съемками».

Сценарий написал сам Владимир Павлович — доверять работу с текстом Булгакова, тем более в условиях возможных последующих обвинений в симпатиях Белой гвардии, когда все фразы требовалось точно выверить, он никому не хотел. «Они не получили приказания»: Подвиг и трагедия русских защитников Киева

1022081336

Для придания экранизации «идеологически правильного» вида в начале сценария Басов вставил закадровый текст о том, что все: петлюровцы, немцы, Гетман «хотели управлять Украиной, но только большевики понимали, что её надо защищать». В оригинальном тексте таких слов не было.

Елену Тальберг в фильме сыграла жена Басова Валентина Титова. Владимир Павлович был женат на ней третьим браком, познакомились они ещё в 1964 году на пробах к фильму «Метель». Увидев её, режиссёр сразу же заявил съёмочной группе: «На этой актрисе я женюсь».

При подготовке сценария к «Дням Турбиных» у него, тем не менее, были сомнения, кто сыграет главную женскую роль. Дело в том, что брак к тому времени, несмотря на наличие двух детей, дал трещину. По воспоминаниям Титовой виновен в этом был сам Басов, который после длительного периода нормальной спокойной семейной жизни сильно запил: «…Это был уже совершенно другой Басов. Басов, которого я не знала. Последние два года нашей жизни были чудовищными».

К началу съёмок «Дней Турбиных» у пары уже почти не осталось ничего общего, и тем не менее Басов утвердил на роль именно свою жену, хотя к тому времени Валентина Антиповна уже была старше своей героини на 10 лет.

На роль обожателя Елены — Леонида Шервинского — сначала пробовался Олег Борисов, зритель его хорошо помнит по роли в другом знаковом для Киева фильме «За двумя зайцами». Худсовет, однако, эту кандидатуру отклонил, в результате чего адъютанта Скоропадского сыграл Василий Лановой. Комедия «За двумя зайцами» как энциклопедия современной украинской политики

1020922679

Вообще Басов подобрал звёздный состав: Андрей Мягков (пользовавшийся уже в то время после «Братьев Карамазовых» и «Иронии судьбы» невероятной популярностью), Олег Басилашвили, Владимир Самойлов. Звезду фильма «В бой идут одни старики» Сергея Иванова на роль Лариосика Басов одобрил, едва увидев. Это был последний утверждённый худсоветом актёр.

Собрав весь актёрский состав, Басов приступил к съёмкам.

Режиссёр всерьёз опасался, что власти могут в любой момент отозвать разрешение, а потому торопился. Он максимально «ужал» натурные и батальные сцены. Не было и съёмок в павильоне — экстерьерами и интерьерами служили аутентичные или почти аутентичные киевские здания, площади и улицы.

Уже в первых кадрах зритель видит Владимирскую горку с её величавой статуей князя Владимира, Днепр, Андреевский спуск и одноимённую церковь, Подол, другие знаковые для города места.

В пьесе (и в жизни) в качестве дома Турбиных выступал дом №13 по Андреевскому спуску — Булгаков очень подробно описал его, там сейчас находится литературно-мемориальный музей писателя. В фильме же фигурирует другое здание, соседнее, по адресу 20б — сейчас в нём расположен Театр на Подоле, точнее, его малая сцена.

Значительная часть экстерьерных съёмок, связанных непосредственно с окрестностями дома Турбиных, снята на Андреевском спуске — то есть там, где и жили прототипы героев книги, пьесы и фильма. Почему звезда фильма «В бой идут одни старики» так навсегда и остался «Кузнечиком»

1031444775

Большевистский агитатор, в исполнении киевского актёра Бронислава Брондукова, обращается к киевлянам с основания постамента знаменитого памятника Богдану Хмельницкому на Софиевской площади, откуда в действительности могли «толкать» свои речуги настоящие агитаторы прошлого, и совсем не обязательно только большевистские. Любопытно, что слушателей его пламенных речей сняли в другом месте, на Боричевом Току — за их спинами явственно угадывается Покровский монастырь.

В качестве резиденции гетмана Скоропадского сняли Мариинский дворец. На самом деле в то время украинский ставленник немцев занимал не сохранившийся до наших дней бывший дворец генерал-губернатора на Шелковичной.

В качестве штаба мортирного артидивизиона, которым командовал Алексей Турбин, снялось здание бывшего Владимирского кадетского корпуса, а в советское время — штаба Киевского военного округа. Сейчас там расположено Министерство обороны Украины.

В реальности, никакого мортирного дивизиона в армии Скоропадского не было. Его прообразом, скорее всего, для Булгакова послужили дружины добровольцев, большая часть которых была набрана из гимназистов старших классов и студентов, командовали которыми «безлошадные» офицеры-авиаторы.

Подавляющее большинство интерьерных сцен снято в доме по адресу Андреевский спуск, 20б, но есть вероятность, что в некоторых сценах были задействованы помещения дома по адресу Андреевский спуск, 13, то есть дома самого Булгакова. Так, например, веранда, с которой Мышлаевский (его в фильме гениально сыграл сам режиссёр фильма) и Студзинский (его роль исполнил Пётр Щербаков) наблюдают за тем, что происходит на улице, очень похожа на подлинную террасу в доме Булгакова. Революция с цыганами и канканом: «Опасные гастроли» 41 год спустя

1026148638

Фильм сняли в рекордные сроки — за 2,5 месяца.

Участники вспоминают, что съёмки проходили в невероятно творчески приподнятом настроении всей группы. Актёры наслаждались литературным материалом, а Басов быстро решал любые неизбежные в таких случаях неурядицы и накладки, лишь бы сохранить темп, лишь бы не потерять, не спугнуть эту сложившуюся на площадке неповторимую атмосферу коллективного созидания.

В немногих массовых сценах в ленте снялись и студенты кинематографических ВУЗов страны, и набранная из киевлян массовка, и даже настоящие солдаты киевского гарнизона.

Премьерный показ фильма на ТВ состоялся в преддверии очередной годовщины Октябрьской революции: 1 ноября 1976 года зрители увидели первые две серии, а 2-го — заключительную.

Повсеместно распространена информация, что следующие десять лет фильм не транслировался, но это не совсем соответствует действительности. Второй показ «Дней Турбиных» на телевидении состоялся в сентябре 1980 года, а вот следующие шесть лет он действительно пролежал «на полке» и в третий появился на экранах телевизоров всего за год до ухода Владимира Басова из жизни, то есть в 1986 году.

Что касается Владимира Павловича, то его брак с Валентиной Титовой распался на следующий год после премьеры фильма. По решению суда дети этой творческой пары остались с отцом. Разрыв самым отрицательным образом сказался на здоровье режиссёра, он слёг с обширным инфарктом, затем перенёс инсульт, после чего долго был прикован к постели. Его сын Владимир вспоминал: «Белая гвардия» Михаила Булгакова: об удачах и провалах экранизаций

Читайте также:  когда день рождения у знака зодиака рыбы

1023567997

В творчестве Басова наступила затяжная пауза, но к началу 80-х он справился с недугом и снял еще 3 фильма. Из жизни создатель фильма «Дни Турбиных» ушёл 17 сентября 1987 года после второго инсульта. Он не застал стремительного роста популярности своего ещё совсем недавно опального детища. Фильм быстро разобрали на цитаты, которыми было принято в перестроечные и постперестроечные годы «блистать» в приличном обществе.

Со временем мода на «Дни Турбиных» сошла, молодые поколения его уже практически не знают, но те, кто родился в 50-е, 60-е, 70-е и даже в 80-е пока ещё помнят, цитируют и любят. Да и разве можно его не любить?

Источник

«Белая гвардия» Михаила Булгакова: об удачах и провалах экранизаций

1023568010

Остановимся, однако, не на романе и пьесе, а на их экранизациях — советских «Днях Турбиных» и российской «Белой гвардии».

«Дни Турбиных»

Классическая постановка Владимира Басова 1976 года — по сути киноспектакль. Вне павильона снималось не так много сцен.

Роль дома Турбиных играло здание 20б по Андреевскому спуску, которое показалось Басову более кинематографичным, чем собственно «дом Турбиных» №13. Сейчас вид этого дома несколько изменился — у него надстроена крыша, а располагается в нём администрация и гостиная Театра на Подоле.

«Дни Турбиных» сняты очень близко к тексту пьесы, есть только несколько нововведений, касающихся преимущественно идеологической составляющей. Например, начинается фильм закадровым текстом о грядущем освобождении Киева Красной армией, которого у Булгакова не было и быть не могло (сам Булгаков в 1919 году от большевиков прятался в Буче, а затем был мобилизован в Белую армию и уехал на Кавказ).

Тут, впрочем, надо пояснить — фильм снимался во времена «застойные», достаточно либеральные для того, чтобы он мог быть снят в принципе (в годы «оттепели» об этом не могло быть и речи), но достаточно идеологичные для того, чтобы для съемок такого фильма потребовалось дополнительное обоснование. Ссылаться на мнение Иосифа Сталина, очень ценившего пьесу и спектакль, было всё же несколько не комильфо, хотя, думается, первое издание «Белой гвардии» не случайно произошло после начала «ползучей ресталинизации» в 1965 году. Кстати, после XX съезда КПСС Сталин на экране появлялся редко, впервые он был достаточно масштабно представлен как положительный персонаж в киноэпопее Николая Озерова, выходившей на экраны с 1969 года.

Приходилось читать, что нововведением была фраза Басова-Мышлаевского «как же вы будете селёдку без водки есть? Абсолютно не понимаю» — это якобы была импровизация Басова. Увы, обращение к тексту пьесы показывает, что это была импровизация Булгакова… Афанасий Иванович — отец Михаила Афанасьевича

1023481680

Что интересно в басовском фильме, так это неожиданный подбор актёров.

Нет, некоторые, понятно, как по трафарету.

Олег Басилашвили традиционно играл мерзяева (впрочем, Мерзляева он сыграл позже, так что может всё наоборот — он тальбергов всегда играл…).

Сергей Иванов получил то, что он должен был получить при его внешности и голосе. Правда, сам Булгаков видел в роли Лариона Суржанского актёра толстого и неповоротливого, но так не сложилось даже в прижизненной постановке МХАТа (это реализовано в спектакле МХТ им. Чехова, где Лариосика играет Александр Семчев).

Андрей Ростоцкий играл мальчика. Ну хотя не совсем — в «Белой гвардии» Николка вообще мальчик-мальчик, а в «Днях Турбиных» он несколько более осмысленный. Там ситуация специфическая — он не самолично геройствует, а брата прикрывает, что требует определённой взрослости.

А вот три главные мужские роли, конечно, крышесносные.

Андрей Мягков — совершенно неожиданный с точки зрения его актёрского амплуа. Он бы идеально вписался в доктора Турбина, но полковник Турбин — это совмещение доктора (причем совсем по минимуму), Малышева и Най-Турса. И… И кто скажет, что Мягков плох в этой роли?

Василий Лановой — герой-любовник? Вы шутите? Не знаю, шутил ли Басов, но если это шутка, то более чем удачная. Лановой в этой роли великолепен!

1023568043

Сам Басов вроде бы вписался правильно. Кто он вообще на нашей памяти? Комедийный злодей из детских фильмов. Дуремар да и только.

Надо понимать, что роль Мышлаевского у Булгакова приниженная и даже комическая (в том смысле, что только у него и достаёт сил шутить в этом кошмаре). Но это явно второй или даже третий план. В «Белой гвардии» его главный подвиг — скоропостижная беременность Анюты. В «Днях Турбиных» эта роль «съела» Карася и несколько «пополнела». Но все равно она была далеко не главной.

Но в исполнении Басова Мышлаевский после смерти Турбина как-то сам по себе становится центром всей этой компании. Он не просто шутит — он произносит самые важные, идеологически значимые фразы. Кстати, эти «самые важные фразы» — и Турбина, и Мышлаевского — не булгаковские, их вставил мудрый К.С. Станиславский, резонно полагая, что без «народ не с нами» и «за Совет Народных Комиссаров» пьесу просто не дадут поставить. Даже при явной их анахроничности — в конце 1918 года говорить о крахе белого дела было преждевременно, тем более что накануне краха гетманата Скоропадского войска Колчака вели вполне успешное наступление на Пермь.

В общем, басовский персонаж оказался гораздо масштабнее булгаковского замысла. Хотя я бы не сказал, что фильму это повредило.

Что реально грустно, так это то, что Валентина Титова потерялась на фоне прекрасных мужских ролей… А ведь именно Елена Тальберг — главный персонаж и в «Белой гвардии», и в «Днях Турбиных». Воспоминания о будущем: Михаил Булгаков про Киев сегодня

1021319248

Ну и, наверное, важнейший вклад этого фильма в советскую культуру — санудтрек. Специально для фильма были написаны три песни:

— «Бронепоезд «Пролетарий», который играет главную роль в фильме (с неё он начинается, ею и заканчивается). Привязка к фильму символична — она касается завершающего роман образа красноармейца. Написал её Михаил Матусовский на слова Вениамина Баснера.

— Романс «Белой акации гроздья душистые». Написали её эти же авторы по мотивам дореволюционного романса «Белая акация», мелодия которой стала основой для гимна Добровольческой армии генерала Антона Деникина и пролетарской песни «Смело мы в бой пойдём». Со временем, особенно после её блестящего исполнения Анной Герман, песня стала народной.

— Песенка юнкеров («Здравствуйте, дачники»). Булгаков имел в виду какую-то конкретную песню, слышанную в молодости, но которая полностью исчезла из употребления. Её пришлось восстанавливать по авторским фрагментам в тексте романа, причём не вполне аутентично (в оригинале, например, речь идёт не о манёврах, а о «съемках» — элементе топографической подготовки офицеров).

«Белая гвардия»

Пьеса — пьесой, но роман значительно масштабнее и во многих отношениях интереснее (хотя пьеса, конечно, более динамична). Однако снять по нему фильм труднее, потому что даже экранизация пьесы получилось трёхсерийной. Итог — Сергей Снежкин снял восьмисерийный фильм, довольно существенно отличающийся и от пьесы, и от романа, с массой разнообразных авторских нововведений (не всегда логичных и оправданных).

История с географией

По географии режиссёру твёрдая двойка. Сериал показывать киевлянам нельзя.

Нет, понятно, что в современном Киеве не так просто найти места, сохранившие аутентичный вид начала прошлого века. К тому же и сам Булгаков очень своеобразно относился к пространству своих произведений. Да, булгаковский Город — это Киев. Но Киев немножко не такой. По поводу географии Москвы «Мастера и Маргариты» и по сей день идут жаркие споры.

Поэтому, например, оправданным выглядит перенос сцены бегства Турбина от петлюровцев с Верхнего города на Печерск. В романе же события происходят в районе Золотых ворот, которые в прошлом веке были музеефицированы в виде развалин.

Читайте также:  ежемесячное пособие при рождении первого ребенка до 3 лет

1023568163

1023473110

Например, Мышлаевский и Карась, которые зашли в парикмахерскую на Андреевском спуске, просто не могли не заметить Турбина, который направляется в центр города. Он должен был мимо них пройти.

А Козырь-Ляшко, обозревающий днепровские кручи с левого берега Днепра, — вообще за пределами добра и зла, потому что петлюровцы наступали на Киев со стороны Житомира, где никакого Днепра и близко нет.

Пожалуй, неудачей можно считать Михаила Пореченкова в роли Мышлаевского. Собственно, ничего особенно плохого в Пореченкове нет, но мы-то сравниваем его Мышлаевского с басовской ролью. Ну что тут сказать? Басов — кавалер ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». Кто ещё может ТАК сыграть боевого офицера-артиллериста? В пьесе, кстати, Мышлаевский бьёт Тальберга, а в фильме — просто на него смотрит. Это страшнее.

Режиссер ухитрился отправить коту под хвост две очень своеобразные роли, весьма значительные и для романа, и для пьесы.

Лариосик был просто убит. Скорее всего, не нашли подходящего актёра, но… Вообще оказались «зарезаны» все сколько-нибудь интересные сцены, связанные с этим персонажем. Честно говоря, если режиссёр собирался так с ним поступить с самого начала, то зачем его было вообще вводить в картину? Мебели там и так хватает.

С Шервинским же расправились буквально с садистской жестокостью. Дело в том, что фамилию Шервинского в фильме носит какой-то самозванец — неШервинский. Да, он поет и носит черкеску, а потом — фрак. Но он вовсе не «смазлив как херувим». И он практически не врёт (во всяком случае врёт не так, как врал бы булгаковский Шервинский, явно родственный Хлестакову). Это вообще человек чести, который готов пойти на дуэль с Тальбергом. День в истории. 19 апреля: в Харькове вступил в должность глава мирового правительства

1023346393

Но с этим неШервинским все общаются так, как будто перед ними Шервинский! Его возражения выглядят вполне естественными — «за кого вы меня принимаете». Но с ним никто и говорить-то не хочет! Говорят с Шервинским, которого попросту нет. Театр абсурда какой-то. За что? Боги, яду мне, яду…

В результате, кстати, сцена признания в любви, которая так отлично удалась у Ланового и Титовой, оказалась совершенно провальной у Дятлова и Раппопорт.

Собственно, удач у режиссера было значительно больше.

Очень органичен оказался Стычкин в роли Карася. Прекрасен Серебряков в роли Най-Турса.

Бесподобен Сергей Гармаш в роли Козыря-Лешко. Кстати, роль выдумана практически полностью. У Булгакова Козырь никакого богатого внутреннего мира не имеет от слова «вообще». Так — пара биографических фактов. А тут — какой размах, да еще и с идеологией. Идеология, кстати, прописана довольно странная (видимо, по неграмотности). Впрочем, при описании мировоззрения этого персонажа надо, чтобы оно вело к лозунгу «москалей на ножи». А оно ведёт.

1023568074

Неплохо выглядела Студилина в роли Анюты. У актрисы может быть большое будущее, если она встретит неинтеллигентного режиссера, который будет ее бить, когда ей надо будет плакать в кадре.

Но основная удача, конечно, это две главные роли.

Первой удачей режиссера было приглашение на роль Алексея Турбина Константина Хабенского. Во-первых, это просто сильный актёр, во-вторых, он идеально подходит под эту роль. Хабенский не оплошал, его роль оказалась одной из наиболее удачных в картине.

Исключением может быть, пожалуй, только сцена с убийством Козыря-Лешко. Она, кстати, вполне булгаковская — М.А. всю жизнь вспоминал потрясшую его сцену с убийством еврея (кстати, огрех режиссера — в закадровом тексте еврей поминается, а в фильме его нет…), свидетелем которой он был в Киеве. И в конечном итоге написал рассказ «Я убил». Но… И Булгаков, и Турбин убивали только в своих мечтаниях. Книга отомстила — эпизод не получился.

Вторая удача — Ксения Раппопорт в роли Елены Турбиной-Тальберг. Не собираюсь ни с кем спорить, моё мнение — Ксения отлично вошла в роль и переиграла всех, кроме, может, Хабенского. И, кстати, сделала то, что не удалось Титовой, — оставалась в центре повествования. По-моему идеальная исполнительница для этой роли. «Украинский Роден» с хутора близ Перекоповки

1023298367

И ах да… Очень интересная роль досталась Екатерине Вилковой. Я даже не понял, получилась ли у нее Юлия Рейсс или нет (скорее получилась, раз я обращал внимание не на ее огрехи, а на режиссерские).

Роль вышла противоречивой. В начале она фигурирует как буквально рабыня Шполянского, но потом… Собственно, по книге Рейсс — весьма смелая и волевая натура. Она и остается со Шполянским по своей воле, заставив Булгакова в сердцах бросить, что она, дескать, «плохая женщина».

Кстати, никто не задумывался, а как получилось, что Рейсс спасла Турбина? Что она вообще делала около калитки, за которой бегают и стреляют петлюровцы? Да она там Шполянского ждала… Но дождалась Турбина. И действовать стала не по программе, начав деятельно спасать совершенно ей незнакомого офицера. Врага, собственно (правда, из книги прямо не следует, что она большевичка).

Евангелие от Шполянского

А теперь мы дошли до персонажа, который, собственно, показывает перед нами режиссёрский замысел, за который ему многое можно простить. Это большевик и футурист Михаил Шполянский (прототипом его была действительно фантастическая личность — писатель и литературовед Виктор Шкловский), в роли которого снялся Фёдор Бондарчук. Очень удачно, кстати, снялся.

В книге Шполянский — демоническая личность, но по сути это просто мошенник, находящийся в определенном родстве с небезызвестным Остапом Сулеймановичем (Булгаков работал в газете «Гудок» вместе с Иехиел-Лейбом Файнзильбергом и Евгением Катаевым, более известными как Ильф и Петров). Кстати, книжный Шполянский никого не убивает, а собственного агитатора не только не подставляет под петлюровскую шашку, но, наоборот, спасает (эта сценка попала и в фильм Басова). Это, кстати, важно, но режиссёр почему-то этой важностью пренебрег.

1023568185

В фильме демоничность Шполянского (в немалой степени благодаря игре Бондарчука) превознесена до небес. Это вообще олицетворение злой силы, которая рушит ту самую нормальную жизнь, о необходимости защищать которую говорит Турбин офицерам…

Это ради него была искалечена сцена на Софийской площади. Ведь сцену парада и митинга Булгаков, что называется, с натуры писал — он наверняка сам был в толпе. Казалось бы, не трожь своими очумелыми ручонками живой артефакт эпохи, но нет — режиссёру надо столкнуть демоничного Шполянского с другим демоном — Козырем-Лешко, так же последовательно уничтожающим «нормальную жизнь»…

Интересующиеся историей творчества Булгакова, наверное, знают о письме Сталина драматургу Билль-Белоцерковскому, в котором Великий Вождь и Учитель тонко намекнул, что Булгакову стоило бы вставить в «Бег» несколько эпизодов, показывающих революционное творчество народных масс. Кстати, экранизаторы «Бега» потом так и сделали, накрошив в фильм эпизодов из булгаковского же либретто оперы «Черное море» и исполнив, таким образом, пожелание вождя. Сам Булгаков ничего такого делать не стал, да и не смог бы, потому что объект его изучения — не народ, а интеллигенция. Но (домысливает за мастера Снежкин) почему бы не вставить демонического интеллигента Шполянского, который, собственно, олицетворяет собой вот эту вот стихию, ломающую привычный ход жизни? Почему Нестор Махно не мог быть союзником украинских националистов

1023128417

Справиться с этой стихией невозможно, но и она отступает, столкнувшись с настоящими чувствами… Точнее, отступает-то Шполянский, подарив Турбину жизнь и выбравшую Турбина Юлию. Но это романтическое допущение вполне в духе Булгакова.

Так и хочется продолжить, что 10 лет спустя Михаил Семенович Шполянский, никем не узнанный, в час небывало жаркого заката встретится на Патриарших прудах с двумя литераторами…

P.S.: Настоящим извещаю, что автор сего опуса ни в коей мере не является ни профессиональным кинокритиком, ни профессиональным булгаковедом, но только внимательным зрителем и читателем.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector