Телеведущий: кто это и в чем суть его работы
Телеведущий – это человек, работающий в телекомпании и ведущий различные передачи. Он может быть занятым в развлекательном жанре, вести новости, ток-шоу или аналитические программы.
Описание профессии ведущего на ТВ
Профессия телеведущего относительно молодая. В России первые профессионалы в этой сфере появились в 30-х годах прошлого века, да и то в порядке научного эксперимента.
Ведущие в том виде, в котором их сейчас представляют, появились в конце 50-х годов вместе с первыми тематическими передачами. По-настоящему массовой эта профессия стала лишь в 50 – 60-е годы.
Телеведущий постоянно общается с гостями программы, известными личностями, политиками, зрителями. В зависимости от темы его передачи меняется и его рабочая «рутина»: кто-то занимается кулинарией и ведет передачи, посвященные кухням разных стран, кто-то ведет шоу о путешествиях, кто-то анализирует последние события на финансовых рынках и т.д.
Принято выделять два основных направления работы ведущих:
новостные и аналитические программы.
К первому относятся те самые многочисленные шоу – от музыкальных передач до кулинарных программ. Ко вторым – всё, что связано с политикой, экономикой (нередко в формате ток-шоу). Одна из разновидностей профессии ведущего – дикторы. Так называют специалистов, которые ведут программы новостей на радио и ТВ.
Публичный характер профессии накладывает свой отпечаток на всю жизнь телеведущего. Даже если он не находится на своем рабочем месте, он должен быть готов к тому, что кто-то его узнает, подойдет, захочет поговорить или сфотографироваться с ним. Телеведущий должен быть вежлив, в меру открыт и приветлив. Он должен уверенно держаться на публике и перед камерой, быть готовым к неожиданному развитию событий, быть эрудированным и обладать чувством юмора.
Особенности профессии телеведущего
У каждого телеведущего есть свой стиль и специфика, зависящие от направления его передачи. Так, ведущий новостных выпусков, как правило, начинает свою карьеру с журналиста или редактора программы. В настоящее время ведущий новостей принимает очень активное участие в создании передачи – он занят подготовкой информации, участвует в отборе материалов, а не просто зачитывает уже готовый текст, как это было раньше.
Работа ведущего информационной программы подчиняется строгой схеме:
написание текста (подводок);
знание новостной повестки – как правило её подбирает съемочная бригада (редакторы, журналисты);
работа в кадре. У каждого ведущего в передаче есть свое место и свои реплики, выверенные до секунды. Хотя в прямом эфире нередко случаются накладки и приходится импровизировать.
Источник фото: prostooleh/freepik
Вершиной карьеры телеведущего считается авторская программа. Часто ведущие таких передач даже не являются профессиональными журналистами. В данном случае на первый план выходит фигура самого человека, его талант и обаяние. Он должен уметь увлекательно рассказать о том, что его интересует, привлечь внимание зрителей, обладать своим собственным стилем. Очень часто ведущими становятся люди, работающие в театре, кино, шоу-бизнесе и смежных сферах.
У ведущего развлекательных программ одна из главных задач – привлечь как можно большую аудиторию и поддерживать ее интерес к шоу на протяжении всего цикла. А это значит, что нужно уметь разговаривать со зрителем, сделать его активным участником, избегать конфликтных ситуаций и постоянно подогревать интерес новыми и эксклюзивными материалами.
Профессиональные требования к телеведущему
Каждый телеведущий для успешного выполнения работы должен быть интеллектуально развитым, начитанным, обладать хорошей памятью, отличной дикцией, уметь виртуозно вести беседу, задавать нетривиальные вопросы.
В прямые обязанности телеведущего входит:
проведение репетиций и съемок телепередачи;
тесная работа с операторами, режиссерами и сценаристами;
подготовка программы к эфиру: общение с приглашенными гостями, работа над сценарием;
постоянное общение с аудиторией.
Профессиональные требования к телеведущему в общих чертах сводятся к:
наличию высшего образования;
отличной дикции и приятному тембру голоса;
умению работать перед камерой и участвовать в съемочном процессе.
Телеведущий должен обладать чувством юмора, отличной памятью, харизмой, сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях, быть готовым к импровизации.
Сколько зарабатывают телеведущие
Профессия телеведущего – «штучная», поэтому открытых вакансий по этому направлению крайне мало в свободном доступе. Желающих работать на телевидении всегда превышало реальное количество рабочих мест. Сделать хорошую карьеру в этом случае может тот, кто готов полностью отдаваться работе, забыть о личной жизни, кто согласен ради интересного репортажа сорваться и поехать за многие километры от дома, терпеть различные бытовые неудобства.
Прежде чем стать телеведущим, надо быть готовым к рутинной журналисткой работе, будням корреспондента и к постоянным кастингам для телешоу.
Уровень зарплаты популярных ведущих, как правило, не разглашается.
Источник фото: freeplk/freepik
Где учат на телеведущих
Желающие работать телеведущими могут получить высшее образование на факультете журналистики. Но, как показывает практика, работу ведущего часто получают актеры, певцы, музыканты и вообще популярные медиа-персоны с опытом в шоу-бизнесе. Главное – это узнаваемый стиль, популярность у зрителей.
Можно также поступить на курсы телеведущих при крупных телекомпаниях или воспользоваться театральными курсами. Однако главным характеристикам для профессии телеведущего – эрудиции, интеллекту, юмору – невозможно выучиться за пару месяцев. Эти навыки человек нарабатывает всю жизнь самостоятельно.
Плюсы и минусы профессии телеведущего
К плюсам профессии телеведущего относятся:
работа с известными людьми;
возможность самому стать узнаваемым и популярным;
высокие гонорары при условии хорошего карьерного роста.
ненормированный рабочий день;
та же самая публичность, которая имеет массу негативных сторон;
Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы и факторы успеха
Дата публикации: 21.12.2020 2020-12-21
Статья просмотрена: 313 раз
Библиографическое описание:
Голицына, К. К. Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы и факторы успеха / К. К. Голицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76861/ (дата обращения: 19.11.2021).
В данной статье будут рассмотрены особенности мастерства и специфики ведущего развлекательных телепрограмм. Отметим, что рейтинг телеканалов формируют личные качества и уровень профессионализма журналиста, а сам ведущий является главной фигурой, которая создаёт имидж всей телевизионной компании. В работе ведущего основным этапом выступает установление личного контакта с приглашённым гостем, что непосредственно влияет на информационную наполненность телепередачи.
Ключевые слова: журналист, ведущий, телепрограмма, имидж, социальная маска, ток-шоу.
Несмотря на то, что средства массовой информации стали трансформироваться в другую форму, адаптируясь к современным реалиям жизни и различным цифровым технологиям, актуальность журналистики в настоящее время является высоко значимой. Как известно, большинство изданий перешло в онлайн-формат, а такие каналы как радио и телевидение продолжают развиваться в традиционном формате. Поскольку в данной статье основное внимание будет сосредоточено на анализе специфики и мастерства телеведущих развлекательных программ, то необходимо сразу перейти к телевидению как к объекту данного исследования.
Если коротко дать характеристику телевидению, то отметим, что это не только сильный канал воздействия на аудиторию, но и определенная коммуникация, соединяющая в себе как феномен инфотейнмента, так и связь «ТВ-зритель». Телевидение упраздняет пространство и время, сближая большую аудиторию, заставляя всех вместе воспринимать, анализировать информационный контент. Подобные процессы приводят к укреплению связи между аудиторией и телеканалом. От числа реальных зрителей напрямую зависят доходы телестудий.
В связи с этим возникает серьезная конкуренция, требующая от создателей телепрограмм высокого профессионализма в журналистике. Поэтому многие развлекательные телепрограммы или так называемые «ток-шоу» сегодня наиболее актуальны из-за своей специфики: зрелищность, умение моделировать проблемы и предоставлять зрителям способы их разрешения, возможность аудитории участвовать в событии и сенсационность программы. Перечисленные факторы формируют специфику работы ведущего развлекательных программ.
Говоря о самом телеведущем, важно отметить, что это главная фигура, формирующая имидж всей телевизионной компании. По мнению А. А. Новиковой, основное значение ведущего заключается в формировании социальной маски и имиджа в ходе создания амплуа телеведущего. В данном случае амплуа ведущего включает личные особенности и внешние данные журналиста. Это развивает журналиста не только как интересную личность, но и является решением для поставленной задачи редактора программы. Образ ведущего также определяет другие средства художественной выразительности, при помощи которых автор доводит до зрителя свою идею [8].
Рассматривая понятие «социальной маски», отметим, что это тип ведущего телевизионной программы, который при помощи своего стиля общения претендует на выражение общественного мнения, социально-психологических установок и мировоззрения у аудитории, то есть представляя общественный портрет данной группы аудитории. Отметим, что особенность социальных масок ведущих определяется не только брендом канала, но и форматом передачи.
Анализируя особенность социальной маски, А. А. Новикова также дополняет вывод следующим: «Невозможно полностью оставаться личностью на экране». С одной стороны, данный вывод является незавершенным, с другой, в ходе общения с аудиторией, социальная маска приобретает социальную позицию против воли режиссера, особенностей экрана и журналиста. Кроме того, данное понятие настолько преувеличено по отношению ко многим ведущим [7].
Аргументация данного высказывания может быть выявлена в ходе рассмотрения особенностей истории телевидения. После того, как ведущий начинает адаптироваться на экране, он приобретает больший авторитет и становится социально значимой личностью, что влияет на его активную позицию в общественной и политической жизни. Наиболее подходящий образ ведущего формирует его авторитет, который становится более влиятельным и сильным с каждом выходом программы. По мнению А. А. Новиковой, длительное выступление перед многомиллионной аудиторией помогает ведущему сильнее воздействовать на зрителей [10].
Дополним высказывание автора о том, что личные качества телеведущего формируют его образ, который в последующем становится более интересным для зрителей. Именно это помогает ему трансформироваться из простого человека в социально значимую личность с отличительными особенностями своей индивидуальности.
Описывая трансформацию ведущего, уместным будет представить пример Н. А. Голядкина, который проводил сравнение смены ведущего на экране с президентским переизбранием. Кроме того, он также отмечал, что длительное пребывание журналиста на экране оценивается аудиторией на высоком уровне, а исчезновение с экранов любимого ведущего может даже привести к более низкому рейтингу и снижению аудитории, которая переходит к программе-конкуренту [2].
Именно поэтому мастерство журналиста в развлекательной программе становится актуальным и зависит не только от его личных качеств, но и от уровня подготовки и профессионализма в целом.
Среди личных качеств журналиста необходимо выделить искренность, интеллект, правильно поставленную и выразительную и интонационно богатую речь, а также впечатление, которое он производит на людей. Сам профессионализм ведущего определяется профессиональным уровнем владения, в который входят следующие аспекты: журналистика, коммуникабельность, артистизм, общительность, умение создавать нужную ситуацию и направлять ее в нужное русло, держать связь со зрителем и соблюдать журналистскую этику и установленные правила. Все это входит в основные принципы мастерства телеведущего [4].
Также это отражает уровень подготовки журналиста. Однако, важно понимать, что на оценку ведущего влияют и такие особенности, как внешний облик, физические действия, мимика, жестикуляция, поведения. Внешние же слагающие становятся главными аспектами коммуникационного процесса, что формирует зрительную оценку и рейтинг.
Также у журналиста должна быть внутренняя динамика, которая позволяет ведущему определить направление течение событий. Однако, для управления этой силой, необходимо не только обладать чувством эфирной стихии и логикой, но и знать принципы журналисткой профессии [6].
Подводя итоги, следует сказать, что установление личного контакта с ведущего с приглашенным гостем — один из ключевых этапов журналистской работы в съемочный период. Ведь от того, насколько профессионально установлен личный контакт, зависит информационная наполненность передачи, способность героя полноценно рассказать в студии о проблеме, не стесняясь камер и многомиллионной телевизионной аудитории.
Характеристика образа и анализ работы ведущего
Вы будете перенаправлены на Автор24
Телевизионный образ – это документальное отображение журналистом реальных процессов, явлений, объектов, людей и событий, основанное на принципах беспристрастности, объективности, непредвзятости, наделенное определенным смыслом и значением, который соответствует идейно-эстетической направленности телевизионного произведения и способствует решению конкретных задач.
Образ телеведущего
Телевидение воздействует одновременно на слух и зрение человека и синтезирует в себе эти практики общения. Этим обусловлена диалогичность, доверительность, личностный характер «общения» телеведущего с аудиторией. Телевидение создает в сознании зрителя одновременно три эффекта: эффект диалогичности, эффект присутствия, эффект доверительности. Это позволяет телевидению воздействовать на человека, формировать его мировоззрение. Однако эти свойства телевидения во многом обусловлены присутствием на экране телеведущего – человека, который вдет личный диалог с аудиторией и влияет на нее авторитетностью своего мнения. В свою очередь, это придает большое значение профессиональным и человеческим качествам ведущего. Со временем телевидение приобрело дополнительные особенности – многоканальность, разнообразие жанров, наличие широкого спектра выразительных средств и способов их осуществления. Благодаря этому стало возможным появление самых разных по жанровой структуре проектов. Однако успех любой программы во многом определяется творческой подачей, профессиональным мастерством и личным обаянием телеведущего.
На телевидении основная информация – визуальная. Поэтому ведущему, в отличие от диктора, важно обладать актерскими навыками и способностью к импровизации.
Ведущий является соучастником процесса создания новостей. Он работает в связке с группой выпуска и репортерами. Ведущий новостей является журналистом говорящего жанра. Он не только должен обладать талантом рассказчика, но и иметь некоторые актерские навыки. Ведущий должен именно рассказывать, а не декламировать. Его рассказ должен заинтересовать и увлечь зрителя. При этом телеведущему не обязательно быть журналистом по образованию.
Образ – это внешний облик, внешний вид. Телевизионный образ – это отображение реальной жизни, которое формирует у аудитории такой же взгляд на окружающую реальность, как и на экране. И это в определенной степени связывает ведущего с программой и каналом.
Методика анализа телевизионных образов
Условно выделяют два метода анализа телевизионных образов. При первом методе разделяют внешний и внутренний аспект требований к образу ведущего. К внешнему аспекту относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Ведущий должен быть внешне привлекательным, так как зритель в первую очередь обращает внимание именно на внешность, а затем уже следит за движениями, прислушивается к тембру голоса, воспринимает энергетику ведущего. Многообразие контента и специфика телевидения приводят к тому, что если зрителю впервые минуты просмотра передачи не нравится визуальная картинка, он переключается на другой канал. Поэтому в плане внешних аспектов ведущий должен обладать такими качествами, как: правильные черты лица, здоровый и приятный внешний вид, пропорциональная фигура, приятный голос, умение владеть языком жестов и выразительность жестов, прическа, макияж, чистая кожа, выразительный взгляд, живая мимика.
Внутренний аспект – это все то, что составляет духовную основу личности, ее цели, потребности, интересы. Поэтому среди обязательных качеств ведущего должны быть обаяние и харизма. Именно они заставляют зрителя не отвлекаться от передачи, привлекают его. Ведущий должен обладать такими внутренними качествами, как острота ума, коммуникабельность, высокая вовлеченность в свое дело, удовольствие от работы, осознанность важности того, что он пытается донести до аудитории. Ведущий – это «хозяин» программы, поэтому он должен вести себя с гостем соответствующим образом, встречать и провожать его. Ум – неотъемлемая часть внутреннего аспекта ведущего. Эрудированность и начитанность может помочь ведущему находить выход из нестандартных ситуаций. Кроме того, важным качеством ведущего является самообладание, уверенность в себе.
При втором методе телевизионный образ разделяется на вербализацию и индивидуализацию. Вербализация – это вербальные особенности личности ведущего, его стиль речи, эмоциональность, темп. Индивидуализация – это акцент на личностных качествах.
Имидж является одной из главных характеристик ведущего. Имидж включает и понятие образа. На персональный имидж влияние оказывают не только внешние и внутренние качества человека, но и специфика восприятия его окружающими, в данном случае, аудиторией. В свою очередь она обусловливается психологическими аспектами восприятия информации зрителем. Зритель воспринимает информацию через призму ведущего, и это подразумевает персонализацию телепередачи. Выделяют следующие стадии персонализации:
Согласно этим стадиям, круг требований к ведущему расширяется. Он уже не просто должен донести до зрителя необходимую информацию, но и воздействовать на мнение зрителя. При этом специфика телепрограммы не должна склоняться в сторону пропаганды чего-либо.
Как стать телеведущим: 10 фактов о профессии
В чем плюсы и минусы профессии, откуда вообще появляются телеведущие и какие навыки пригодятся на первых порах: изучаем одну из самых популярных профессий на ТВ
У работы телеведущего всегда была своя специфика. Например, у первых представителей профессии в ходу была зеленая помада и такие же румяна для лица. Именно зеленый цвет на черно-белых телеэкранах позволял добиться нужной яркости образа, тогда как красные оттенки сильно искажали телекартинку, делая губы ведущих абсолютно черными.
Расцвет профессии пришелся на 1960-е, когда появилась вторая государственная программа и, помимо новостных сводок «с полей» и трансляций военных парадов, в эфир стали выходить научно-популярные передачи и развлекательные программы. Такие телеведущие, как Игорь Кириллов, Сергей Капица, Валентина Леонтьева и Ангелина Вовк, которых тогда называли «дикторами Гостелерадио», стали чуть ли не главными звездами в масштабах страны. Стать телеведущим было очень непросто, приходилось проходить очень жесткий отбор и соответствовать крайне строгим стандартам.
Сегодня, когда на пульте телевизора уже не хватает кнопок для все новых и новых телеканалов, «порог входа» в профессию значительно снизился и попробовать стать телеведущим может практически каждый человек.
Что делает телеведущий
Базовые требования
Если вы хотите стать телеведущим, прежде всего, вы должны забыть о стеснении и робости. Эта работа подразумевает общение с многомилионной зрительской аудиторией, и никакой скованности в вас быть не должно. Преодолеть природную скромность и зажатость хорошо помогают актерские курсы и опыт выступления на публике в театральных кружках или клубах ораторского мастерства.
Образование
Путь в профессию начинается с соответствующего образования. На заре нового российского телевидения многие ведущие приходили в профессию практически случайно: Валдис Пельш, окончивший филфак МГУ, попал в «Угадай мелодию» после знакомства с Владом Листьевым на концерте «Несчастного случая», а Тимур Кизяков, получив права вертолетного летчика и диплом инженера МЭИ, пришел в профессию, временно подменяя заболевшего друга, который писал сценарии для телевидения. Но сегодня пройти конкурентный кастинг на роль ведущего без профильного образования почти невозможно.
Наибольшие шансы предоставляет обучение по специальности «тележурналистика». Самые авторитетные позиции здесь занимают МГУ, МГИМО, РГГУ, ГИТР, МИТРО и Останкинский институт телевидения и радиовещания. Помимо этого, в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга есть много краткосрочных курсов и коммерческих школ-мастерских, которые готовят тележурналистов.
Опыт
Если вы твердо поставили себе цель стать телеведущим, то не считайте зазорным идти на самые низкооплачиваемые должности в телестудиях. На любой из них вы посмотрите на профессию изнутри и приобретете полезные знакомства.
Развитие
Работайте над актерским мастерством, мимикой, вокальными данными и дикцией. В совершенствовании навыков правильной речи сильно помогают тренировочные скороговорки и чтение сложных технических текстов вслух. Легенда про знаменитого оратора Демосфена, оттачивавшего четкость речи при помощи камешков во рту, имеет право на жизнь и сейчас. Многие телеведущие пользуются этим приемом до сих пор.
Синтез профессий
ЧП в прямом эфире
Яркий пример находчивости недавно продемонстрировал ведущий одного из американских кабельных каналов. В самый разгар сводки погоды в кадре внезапно появилась его коллега, увлеченно играющая в Pokemon GO на телефоне. Ведущий не растерялся и с улыбкой сообщил телезрителям об опасности полного погружения в виртуальный мир, призвав отрываться от экрана и смотреть по сторонам даже во время погони за самым редким покемоном.
Чаще всего телеведущих преследуют оговорки, нелепые падения и приступы неконтролируемого смеха. Всегда будьте готовы к неожиданным поворотам, так как в самых сложных случаях,они могут стоить вам карьеры.
Нетипичная работа
Работа ведущего не всегда подразумевает классический студийный формат. Возможно, вам придется работать в кадре, стоя по пояс в бассейне с крокодилами или брать интервью у чемпиона по скайдайвингу прямо под куполом парашюта на высоте в пару километров.
Зарплата и перспективы
Профессия телеведущего предполагает очень большую вилку заработной платы: от 25 тысяч рублей в месяц на региональных телеканалах до 300-500 тысяч в месяц на каналах федерального охвата. При этом средняя заработная плата тележурналистов в России в 2018 году держалась на планке в 63 тысячи рублей.
Размер гонорара в большой степени зависит от статуса телеканала, популярности телепроекта, в котором задействован ведущий, и масштаба зрительского интереса к нему. Телеведущие также получают надбавки за нередкую сверхурочную работу и прирост зрительской аудитории. Именно поэтому даже зарплаты телеведущих одного и того же канала могут отличаться в разы. Такие звезды Первого канала, как Дмитрий Нагиев или Иван Ургант могут получать в рамках одного телепроекта от 1,5 до 4 миллионов рублей в месяц, тогда как зарплата «рядовых» ведущих «Вестей» колеблется от 300 до 500 тысяч. Зарплаты зарубежных звезд отличаются в десятки раз. Например, знаменитая Опра Уинфри зарабатывает в месяц до 23 миллионов долларов.
В целом, успех в профессии телеведущего зависит только от вас самих, а также от небольшой примеси удачи.
Обратная сторона медали
Кроме того, ведущие телешоу и развлекательных программ очень скоро перестают принадлежать сами себе. Над их образом работают стилисты и гримеры, костюмеры строго следят за гардеробом, а начальство вписывает в рабочий контракт пункты, серьезно ограничивающие личную свободу. Например, известных шоуменов нередко заставляют скрывать свою личную жизнь (и даже семейные отношения), чтобы удержать у экранов аудиторию противоположного пола. Телеведущие крупных проектов становятся заложниками своего образа и после смены работы, зачастую, не могут найти себя в новом формате из-за предрассудков работодателей и зрительской аудитории.
С другой стороны, высокая известность становится вашим капиталом и способствует успешному развитию карьеры. Как только люди начнут узнавать вас на улице, рекламодатели наперебой станут приглашать вас прорекламировать их товар или сняться в новом проекте с заманчивыми гонорарами.