логика смены ведущих психических функций в онтогенезе

Вопросы и задания для самопроверки

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1. Каковы особенности социальной ситуации развития старшего школьника; юности как социальной группы?

2. В чем специфика интеллектуального развития старшего школьника?

3. Назовите основные задачи развития в юности.

4. Описать факторы и процессы, способствующие моральному развитию и выбору ценностных ориентаций в юности.

5. В чем специфика дружеских и любовных отношений в юности?

6. Каковы факторы риска, влияющие на развитие депрессии и совладающего поведения?

7. В чем специфика представлений о себе в юности? Чем можно объяснить снижение о себе у старших школьников?

8. Каковы особенности учебной и профессиональной мотивации старших школьников?

9. Проанализируйте высказывания

К.Д. Ушинский

«Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий».

В.Г. Кротов

Я.Б. Княжин

Юность — весеннее время человека, в которое засевают семена на будущие годы.

Вопросы для форума

Назвать основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Тесты для самопроверки:

1. Какова логика смены ведущих психических функций в онтогенезе:

Источник

Онтогенез развития высших психических функций

dreamstime 10 IRA REASONS 39560405 (1)

Онтогенез развития высших психических функций

Первый год жизни

От 1 до 3 месяцев

Сенсорные реакции. В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок поворачивает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Поворачивает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение. Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватаниядвижение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От 3 до 6 месяцев

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (повертывает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок поворачивается со спины на бок. К концу этого периода поворачивается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания, развиваются предпосылки стереогноза. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4-5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5-6 мес она легко возникает, когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук м. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Читайте также:  если прочитать похмелье с ударением

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

От 6 до 9 месяцев

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.

Двигательные функции. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок поворачивается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает и поворачивает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение поворачиваться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед – предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе появляется в возрасте 7-8 мес, ползание на четвереньках – позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7-9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.

Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От 9 до 12 месяцев

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1-2 мес.

Речь. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность, предметная деятельность. Ребенок любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

В табл.1 представлены данные о развитии детей от рождения до 1 года.

Развитие ребенка в первый год жизни

Источник

Ведущая деятельность и формирование психических процессов и свойств личности. Смена ведущих видов деятельности

Как в филогенезе, так и в онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу, дуть в игрушечную трубу. Позже с помощью учителей и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные навыки и знания. При непрекращающемся личностном росте учение продолжается всю жизнь.

Читайте также:  исковое заявление об уменьшении размера алиментов в связи с рождением второго ребенка образец

Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами (бросить игрушку на пол, постучать ею о бортик кроватки, попробовать на зуб), то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, создавать сложные сооружения из деталей конструктора, учится читать, считать, писать и т.д.

В то же время разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации, у него формируются этические представления — начинается развитие морального сознания.

Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие. Условия жизни человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве — в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте — манипулируя с предметами, в дошкольном детстве — играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте — в учебной деятельности, в подростковом — в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности — при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости — при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка в том или ином возрасте, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как свойственная данному возрасту ведущая деятельность, она в большинстве случаев не даст.

Проблема возраста и возрастной периодизации в детской психологии.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:

1. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л.Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.

При построении периодизации Д. Б.Эльконин основывался на следующем:

— на диалектическом представлении о процессе развития

— на конкретно-историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);

— в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 801 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Возрастная психология (стр. 3 )

pandia next page Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

1504668079jooyo

Психическое развитие дошкольника в изобразительной, учебной, трудовой деятельностях и др.). Развитие речи.

Сенсорное развитие. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками. Развитие ориентировки в пространстве и времени. Общая характеристика развития мышления.. Особенности развития внимания, памяти и воображения.

Читайте также:  а мы меняли дни с ночью

Основные психологические новообразования в личностной сфере ребенка дошкольного возраста. Характеристика кризиса семи лет. Проблема психологической готовности к обучению в школе. Компоненты психологической готовности: интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая и социально-психологическая.

Тема 7. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Адаптация к школе.

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника.

Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Особенности памяти, воображения и внимания.

Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Тема 8. Психическое развитие в отрочестве

Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Учебная и другие виды деятельности в подростковом возрасте. Особенности общения подростков с родителями и другими взрослыми. Общение со сверстниками. Товарищество. Общение и половая идентификация.

Развитие высших психических функций. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.

Самосознание в отрочестве. Притязания на признание у подростков. Основные психологические новообразования подросткового возраста.

Социальная ситуация развития в юности. Профессиональные ориентации. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в юношеском возрасте.

Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Трудовая деятельность в юношеском возрасте. Выбор профессии — обязанность и право в юношеском возрасте.

Развитие общения в юношеском возрасте. Проблема юношеского одиночества.

Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Любовь в юности. Ранний брак.

Идентификация со своей внешностью и со своим представлением о себе. Кризис личности в юности. Основные психологические новообразования юности.

Суицидальность, противоправное поведение, алкоголизм и наркомания в отрочестве.

Тема практического занятия 1. Предмет, задачи и основные методы возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет возрастной психологии

2. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии.

3. Место возрастной психологии в системе психологического знания.

4. Методологические основы исследования в психологии развития.

5. Стратегии и методы психологии развития и возрастной психологии.

6. Особенности метода наблюдения, метода эксперимента, метода беседы (исследовательское интервью), проективных техник и биографического метода применительно к психологии развития и возрастной психологии.

Задание 1: анализируя предложенные литературные источники, заполнить следующую таблицу.

Основные идеи психологии развития человека

Задание 2. Работая в малых группах (2-3 человека), составить кроссворд по истории становления психологии развития как науки. Он должен отвечать следующим требованиям: включать не менее 30 заданий; быть сбалансированным по количеству заданий по вертикали и горизонтали; ответы – существительные, в именительном падеже.

Тема практического занятия 2. Основные понятия возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

1.. Детство – культурно-исторический феномен.

2. Культурно-историческая природа психологического возраста.

3. Возраст как форма описания процессов развития.

4.. Структура и динамика психологического возраста.

5. Сущность категории «развития».

6. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание».

7. Критерии психического развития.

8. Понятие о движущих силах психического развития.

9. Основные закономерности развития

Практическое задание: произвести расчет собственного психологического возраста.

Тема практического занятия 3. Зарубежные теории психического развития

Вопросы для обсуждения:

1. Роль биологического фактора в психическом развитии.

2. Биогенетические теории психического развития.

3. Роль социального фактора в психическом развитии.

4. Социогенетические теории психического развития.

5.. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе.

6. Развитие эго и защитные механизмы личности в школе психоанализа.

7. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

8. Понятие социального научения в американской психологии развития.

9. Теория операционального развития интеллекта Ж. Пиаже.

1. Составить единую таблицу периодизации психического развития по З. Фрейду (психосексуального), Э. Эриксону (психосоциального) и Ж. Пиаже (интеллектуального)

2. Выписать понятия, используемые в концепции Ж. Пиаже и составить их них кроссворд. Он должен отвечать следующим требованиям: включать не менее 20 заданий; быть сбалансированным по количеству заданий по вертикали и горизонтали; ответы – существительные, в именительном падеже.

Тема практического занятия 4. Отечественные теории психического развития

Вопросы для обсуждения:

1. Происхождение и развитие высших психических функций.

2. Проблема «обучения и развития».

3. Специфика человеческого онтогенеза в культурно-исторической концепции развития л. С. Выготского.

4. Основные закономерности детского развития.

5. Понятие «деятельность» в проблеме психического развития.

Задание. Заполнить таблицу сравнительного анализа между теориями развития в зарубежной и отечественной психологии по следующим критериям: ход развития; условия; истоки; форма; специфика развития; движущая сила развития.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector