День Ламмас (Лугнасад) — мистический праздник межсезонья, точка поворота
Перед Ламмасом ведьмы спускаются из небесных шабашей в поля, плясать в колосьях с фейри (с)
Лето плавно подходит к концу. Конечно, до осени еще далеко, но начало уже положено, природа «умирает» Подходит сезон сбора урожая, и начало поры жатвы знаменует день Ламмас (Лугнасад) — древнейший языческий праздник, третий из Праздников Великих Костров.
Колесо года делает очередной поворот. Власть Солнца слабеет, она начинает двигаться по нисходящей спирали — все близится к концу. Готовится вернуться к истокам, к земле, к жнецу / черной богине.
Это метафорично: кельты верили в то, что Солнце (Солнечный бог), как и человек, рождается, взрослеет, стареет и, в конце концов, умирает, чтобы потом заново родится. Такой вот цикл жизни и смерти. Так люди в древности визуализировали смену времен года, что, в общем-то, и отражено в языческом Колесе года и его праздниках.
Ламмас — праздник Колеса года
День Ламмас (Lammas Day) имеет множество имен:
Праздник Великого Хлеба;
День кукурузы (такое название нравится далеко не всем, но оно есть);
Но самые распространенные — это Ламмас или Лугнасад.
Само слово «лугнасад» можно перевести как «свадьба или сборище Луга». А, собственно, сам Луг — древнее кельтское божество, покровитель ремесла и земледелия.
Легенда гласит, что этот праздник был установлен самим богом в честь неродной матери — Таилтине, когда та умерла. Здесь все очень символично и тесно связано с земледелием, так как само имя богини Tailtin — производная от слова «talam», то есть, «земля».
Когда отмечают Лугнасад?
Как и все праздники Колеса года, Ламмас не имеет четкой даты, все относительно: так, Лита и Йоль — это солнцестояния. А Праздник Первого Урожая обычно отмечают в конце июля — начале августа. То есть: 31-го, 1 или 2 числа. Часто праздновать начинают 1 августа на закате солнца, а заканчивают на закате 2 августа. Тут весьма важен момент положения Солнца, или закат или вторая половина дня, когда светило начинает спускаться к горизонту.
Примечательно то, что существует еще и «Старый Ламмас». Этот день выделяют далеко не все, но тем не менее. Отмечают его 5 августа, в день, когда Солнце входит в 15 градус Льва.
Традиции и обычаи
В этом празднике можно выделить две основных ветки: сельскохозяйственная и сексуальная. Если с первой все понятно: август — пора урожая и его сбора, то со второй все не так очевидно. Но если вспомнить кельтские верования, то все становится на свои места.
Ламмас наполнен сексуальной энергией, его отмечают и как день мужского и женского слияния. Это часть древних поверий, которые говорят о том, что Солнечный бог еще полон сил, а Богиня только-только разродилась урожаем. Они оба молоды, у них много желаний и стремлений. У них, в конце-концов, свадьба.
Важный момент, в кельтской религии образы Бога и Богини очень переменчивы. Они сливаются в Великого Отца, Великую Мать, а также в образы Мужа, Жены и Ребенка. Отсюда может возникнуть путаница, но при детальном рассмотрении все становится понятным.
Но не только боги отмечали свадьбу, люди тоже справляли свадьбы в День Ламмаса. Иногда настоящие, а иногда символические или даже «тестовые». Мужчины и женщины сходились друг с другом на год + 1 день, чтобы определить, а нужно ли им потом быть вместе всю оставшуюся жизнь и создавать семью.
А какая свадьба обходится без подарков? Никакая, и в особенности если мы говорим о божественной свадьбе. Кельты это знали, а потому, чтобы задобрить Бога и Богиню, Солнце и Природу, и попросить у них помощи в сельскохозяйственных делах, пекли ритуальный хлеб. Хлеб — это один из главных символов Лугнасада, и делался он с особым ритуалом.
Каравай Ламмаса
Ламмас — праздник нового урожая, первого хлеба, а потому первый ломоть ритуального каравая посвящают Солнцу / богу изобилия и плодородия. К хлебу очень серьезно относились всегда, ведь это основная пища. Например в Ирландии до Ламмаса даже и не начинали собирать урожай. Плохая примета, что рано собрано, то рано съедено. А если пищи не хватало до следующего сельскохозяйственного сезона, то это могло обернуться катастрофой для общины.
Поэтому люди ждали августа и Дня Ламмаса. Вечером, перед праздничным днем каждый хозяин шел в поле, срезал первый сноп и молотил его (по другой версии сноп следовало брать последний). А хозяйка из первого зерна пекла первый в этом году хлеб.
Чаще всего такие караваи украшали изображением колоса. А иногда и вовсе стилизовали целую буханку — лепили фигурку божества. Ей давали имя, либо имя бога, либо просто называли Хлебным Человеком или просто Хлебом. В пару к такой фигурке нередко лепили Невесту.
Такой ритуальный хлеб приносили в качестве жертвы богам, возлагая на алтарь. Но не всегда целиком, иногда каравай делили на несколько частей:
Часть отдавали богам;
Часть эльфам, феям и гномам (их называли «маленький народец»). Ломти хлеба оставляли в поле или дома;
Часть хранили обычно до Имболка;
А оставшееся делили между всеми членами семьи.
* Кстати, чтобы хлеб был вкусным и пышным, а тесто хорошо получалось, можно было попросить помощи у самого Луга. Он мог помочь в любом вопросе, связанным с ремеслом и хозяйством.
Не только хлеб приносили в дар богам, но еще и орехи, овощи, вино или пиво. Все, что можно было приготовить из нового урожая. Иногда в качестве жертвы выступали деньги, такое подношение делалось для того, чтобы боги подарили удачу в торговых делах, а это было очень актуальным. С Лугнасада начинали проводить ярмарки.
Праздник для скотоводов
Ламмас был важен не только для землепашцев, скотоводы тоже серьезно относились к празднику и вносили в него свой вклад. 1 августа всех, кто был на пастбищах, угощали специальным сыром. На счастье, так сказать.
Очень много обрядов совершалось, чтобы уберечь скот от болезней и иных напастей. Женщины читали специальные заклинания и совершали иные магические действия. Например, мазали хвосты и уши у коров смолой. Иногда купали животных в море или реке.
Прочие обычаи
кто-то хлопотал над угощением,
кто-то украшал алтарь,
кто-то следил за чистотой и порядком.
Магия Лугнасада
Так как этот праздник наполен сексуальной энергетикой, то он идеально подходит для любовной магии. Совершались обряды на рождение детей, свадьбу, семейный очаг.
Помимо ритуалов на урожай, любовь и отношения, широко была распространена магия богатства, процветания, благосостояния и удачи.
Ко всему прочему, Луг еще считался покровителем поэтов. Откровенно говоря, это божество оберегало всех, кто являлся в той или иной мере созидателем. А потому все те, кто нуждался во вдохновении могли в этот день рассчитывать на его благосклонность. Надо было только принести что-то в дар.
В этот день было принято прощать грехи и избавляться от гнева. Боги помогали в этом.
Люди загадывали желания, которые, как считалось, могли исполниться с высокой долей вероятности.
Делали талисманы, без этого никак. Причем хорошим тоном считалось использовать солнечные камни (цитрин, янтарь) и совмещать их с частичкой природы (деревом, натуральной тканью).
Лугнасад отличное время, чтобы оставить позади все ненужное и бесперспективное. Своего рода время начинаний и подведения промежуточных итогов.
Символика Ламмаса
Цвета: желтый, золотой, красный, зеленый, оранжевый. Иными словами, все, которые ассоциируются с поспевшим урожаем.
Растения: кукуруза, тысячелистник, Эш — мистическое дерево фейри.
День Ламмас (Лугнасад)
Ламмас — это праздник урожая и Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба (Фото: Mauro Pezzotta, Shutterstock)
День Ламмас (Lammas Day), отмечаемый 1 августа, имеет много названий, но наиболее распространенное среди них — Лугнасад (Lughnasadh), которое переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга». Луг — один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремесел. Кельты называли его «длиннорукий» и «многоискусный».
Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приемной матери богини Таилтине после ее смерти. Образ этой богини связывают с землей, плодородием, ведь ее имя «Tailtin» происходит от слова «talam» — земля.
Праздник Лугнасад был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов».
Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.
1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.
Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, специально приготовленные небольшие сыры из творога — на счастье. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей, особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.
В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.
Самым главным блюдом на Ламмас является хлеб во всех его вариациях. Фрукты, орехи, хлеб — вот основная пища Ламмаса. В этот день происходят глобальные изменения в жизни мага — смена работы, места жительства, обновление в мыслях и действиях. Это — одна из поворотных точек Колеса Года. Ритуалов множество, и этот день лучше всего провести на природе, если, конечно, есть такая возможность.
Другие праздники в разделе «Языческие праздники»
Ламмас или Лугнасад — праздник изобилия и благодарности
О чем говорит название Лугнасад
Ламмас — один из четырех промежуточных праздников Колеса Года. Он наступает 1 августа и знаменует начало периода достатка и изобилия. Это время продлится до Мабона, наступающего 22 сентября.
Ламмас — время достатка и изобилия
Чем характерно это время? Конечно изобилием. Уже собран первый урожай зерна, в садах и огородах полно фруктов и овощей. Луга зеленеют и кормят досыта стада скота. Это время сытости и достатка, в достижении которого духи полей и лугов принимали участие.
Поэтому в Лугнасад главная задача — отблагодарить силы природы за милость и благосклонность. На Ламас начиналось время, когда сильнее всего работал символ рога изобилия. Мабон продолжает усиливать этот символизм
На Ламмас всегда делалось богатое застолье. Основными продуктами на столах в Лугнасад были хлеб и выпечка, молоко и сыр, фрукты и овощи, орехи. Из свежесмолотой муки выпекались хлеба, пеклись пироги с ягодами, фруктами и овощами. Из молока делались сыры.
Праздновали Ламас не в домах, столы накрывали в полях и лугах. Веселье, пляски и гулянья начинались днем и продолжались до ночи. Костры в этот день могли разжигать, но это был не обязательный ритуал. Главным образом через костер и дым передавали в верхние миры просьбы и благодарственные молитвы, подкрепленные запахом хлеба и сыра, а также пива.
Пиво как зерновой, ячменный напиток, сгорая в огне, ярко пахнет хлебом. В такой ритуально сжигаемый хлеб вкладывали записки с просьбами и пожеланиями, чтобы с дымом они быстрее достигли небес.
Существовал обряд обмена сырами с тем, кому желали процветания и изобилия. Так, сырами обменивались и благословляли друг друга например в Шотландии. Менялись и другими продуктами, например дарили тыкву, а взамен с благословением получали пшеницу.
Как благодарили на Лугнасад силы природы
Главным обрядом праздника было преломление хлеба с благодарностью силам природы. Духам несли часть урожая в поле, в лес или в те места, где ранее договаривались с ними о помощи. Такие места были известны и узнаваемы.
Например духи полей и лугов водились в тени одиноко стоящего в поле дерева. Под таким деревом, которое при сельхозработах пахари или косцы обходят стороной, не выкорчевывая, создавался маленький оазис прохлады. Под ним работающие в полях люди могли передохнуть и перекусить. Духи полей тоже не любители палящего солнца и открытых местностей, а под таким деревом им вполне комфортно.
Поэтому благодарственные хлеба, зерно, сыры, или часть урожая в Лугнасад оставляли под таким деревом. Иногда такое одиноко стоящее дерево находилось возле перекрестка дорог, разделяющих поля.
Зачем духи помогают людям?
Вообще у духов поля нет проблем покормиться зерном. Для этого человек им не нужен. Но духи не могут приготовить себе хлеб, вот тут без человека не обойтись. А хлеб и до наших дней продолжает оставаться главным символом насыщения. Запах хлеба это запах сытости, не зря мы все любим как пахнет горячий хлебушек. Духи тоже помнят этот дурманящий аромат. Поэтому важно было в Лугнасад одарить силы природы не только ее плодами, но именно приготовленными из них продуктами.
Люди и духи во времена язычества заключали взаимовыгодные союзы. Люди просили их о помощи, делая подношения. Заключался договор, и силы природы в меру своих возможностей выполняли обязательства.
Обряды на Лугнасад
Все обряды в Ламас направлены на сохранение и умножение, рост благосостояния. В отличие от ритуалов Имболка для посевов и полевых культур, на Ламас чествовали и благодарили в равной степени и луговых духов. Луговые травы служат пищей для скота, поэтому обрядам, связанным со скотиной, отводилось не менее важное место.
В Ламас домашних животных купали в водах, чистили от насекомых, смазывали и посыпали снадобьями, заговаривали, наряжали и украшали. И обязательно благодарили местных духов, которые как считалось помогали сохранять и беречь домашний скот.
В Лугнасад почитали духов, которые наподобие домовых, «несли службу» в амбарах и хлевах. В темный угол сарая или хлева приносили часть еды, воду, сыры и преломляли хлеб. Обязательно благодарили за защиту и просили и впредь помогать и охранять животину от мора болезней, краж и угона, от нападений хищников и прочих бед.
Ламмас — день благодарности домовому
Что можно сделать на Ламас городскому жителю?
Время больших городов подарило нам комфорт и гигиену, развлечения и удобство. Но взамен мы отдаем городу свою энергию, которую нам нечем восполнить. Обилие металлоконструкций, электромагнитных излучений, изоляция от земли и ее живительной силы ослабляют наше биополе. Многие в городах чувствуют апатию и слабость, если не принимают стимуляторы в виде кофе, чая и энергетиков.
Такие энергопотери лишают офисных служащих энергии роста и изобилия. Теряется возможность ставить новые цели и достигать их. Не зря городские жители часто едут отдыхать на природу, на дачу или в деревню. Там, в деревнях, люди более энергичны, потому что вокруг них неисчерпаемый источник энергии роста и изобилия.
Если вы ощущаете, что в вашей жизни, несмотря на внешний темп и скорость, перестали происходить качественные изменения в лучшую сторону, на Лугнасад самое время выполнить несложный ритуал. Он поможет вам получить более значимую должность, вырасти по службе. Или повысить заработок и прирастить то, что нуждается в росте.
Как выполняется ритуал
Для этого вам необходимо выехать за город в поле или на цветущий луг. Поле — это место где рост идет постоянно, где водятся духи, способные усилить рост. Это не должна быть территория города, даже если в ней есть зеленые лужайки или парки. Обязательно вне городской территории. Духи города обрезают энергии роста и будут мешать исполнению ритуала.
Накануне своими руками из веток соорудите маленькую лестницу на 7 ступеней, связав ветки льняной или хлопковой веревкой, и обязательно натуральной, а не синтетической. Лестница будет означать рост, подъем, продвижение.
Приготовьте хлеб, он станет символом сытости. Лучше своими руками. Это важно, потому что на хлебозаводах и в магазинах, где выпекают хлеб, старая мука смешивается с вновь привезенной. Хлеб из такой муки моментально плесневеет. В ритуале, направленном на рост, старая мука не должна смешаться с новой.
Что кроме хлеба нужно для ритуала в Ламмас?
В испеченный хлеб нужно воткнуть 7 бумажных денежных купюр. Этим вы покажете духам луга, что именно нужно прирастить. Достоинство может быть любое, но номинал покажет, от какого старта вам нужен рост.
На поле выберите место, под хлеб положите записку с просьбой, чего вы ждете от духов. Хорошо, если вместе с запиской вы оставите еще и свою вещь. По ней силам роста будет легче найти вас и определить, чью просьбу они будут выполнять.
Вокруг хлеба можно разложить все, что вы хотите приумножить. Букет цветов будет означать свежесть, фрукты — изобилие. Цветы можно положить на землю, а можно оставить в керамической или стеклянной посуде с водой, чтобы продлить их жизнь.
Принести можно и бутылку некрепкого пива. Часть разлить по кругу, часть оставить в бутылке. В хлеб воткните восковую свечу и зажгите. Можно поставить ее рядом в стакан, чтобы защитить от ветра. Важно чтобы свеча прогорела до конца. Огонь свечи указывает силам, куда их призывают. Так они быстрее найдут ваши дары и просьбу. Оставьте и пачку сигарет, только правильно выполните действия.
Как правильно оставлять сигареты на Ламмас
Еще один полезный ритуал на Лугнасад
Есть еще один обряд на привлечение силы роста. Он делается после обряда привлечения силы, описанного выше. В поле, где вы проводили прошлый ритуал, делается углубление в земле. В ямку кладутся:
Поверх содержимое поливается пивом и молоком. Ямку закапывают, посыпают толченой яичной скорлупой и поливают медом. Это символическое обращение уже не к духам поля, а к самой матери-земле, чтобы она взрастила посаженное. Как только зерна прорастут, сила их роста начнет наполнять собой и ваши пожелания. Подкрепить ритуал нужно приговором: «Мать-земля, прими от меня эти дары и помоги взрастить (перечисляете что именно)».
Как поддерживать договор, заключенный в Ламмас
Если вы заметите, что результаты договора стали проявляться в вашей жизни, важно начать подкармливать его и те силы, которые его исполняют. Примерно раз в месяц на любом перекрестке под одиноким деревом оставляйте духам свои дары в виде еды и питья. Это будет знаком соблюдения вашего договора и оплатой работы сил роста.
Голодный рабочий сильно не поработает.
Раз в год вам нужно будет приезжать на то место, где был заключен договор, и для его поддержания оставлять еду. Можно сделать это под ближайшим деревом. Рост будет продолжаться, пока вы соблюдаете договор. Иначе все может пойти на спад и вернуться на круги своя.
Итог
Ламмас (Лугнасад) – от древних ритуалов к современным обрядам
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое Ламмас и Лугнасад
Какова история празднования Ламмаса
Какие символы сопровождают Лугнасад
Какие традиционные обряды и ритуалы проводятся на Ламмас
Как подготовить алтарь к празднику Лугнасад
Ламмас – летний праздник первого урожая, который по традиции отмечают 1 августа. Считается, что именно в это время начинают сохнуть растения, а плоды и семена созревают и осыпаются, чтобы на их месте уже через год взошли новые. Представители разных культур называют этот день по-своему: Ламмас, Лугнасад, Лунаса, Праздник Кукурузы, Праздник Первого Урожая, Праздник Хлеба. Далее расскажем об истории и традициях празднования этого дня.
Ламмас – праздник, уходящий корнями в вечность
Праздник Ламмас, или Лугнасад, отмечают в начале августа, когда поспевают первые плоды и природа начинает медленно готовиться к осени. Считается, что этот праздник – один из древнейших, ведь люди всегда поклонялись созидательной энергии земли, ценили ее плодородие. Земледелие с давних пор превратилось в основу любого оседлого общества – именно благодаря ему народы могли не только существовать, но и процветать. Без помощи земли жизнь была невозможна, поэтому каждый человек стремился задобрить природу, нередко прибегая к древней магии.
Если обратиться к истории, то задолго до начала миграции индоевропейцев на территорию современной Европы многие народы поклонялись богине-матери, покровительствующей земледельцам и дарующей землям плодородие. После у греков сформировался более известный современному человеку культ богини плодородия Деметры.
Весь смысл культа матери-земли кратко передан в известном мифе: владыка подземного царства Аид похитил красавицу Персефону, дочь Деметры и Зевса. Деметра очень горевала, из-за чего земля оскудела, и люди стали гибнуть от голода. Увидев это, Зевс велел Аиду периодически отпускать Персефону к матери. Каждый раз, когда мать и дочь были вместе, природа расцветала, наступала весна и плодородное лето. А когда Персефона возвращалась в царство Аида, Деметра грустила, а вместе с ней и земля: зелень увядала и постепенно наступала зима.
Главным празднеством у древних греков в честь Деметры были знаменитые Элевсинские мистерии. В этом таинстве могли участвовать лишь посвященные, а за разглашение тонкостей проведения обрядов болтуна ждала смертная казнь.
В римской мифологии существовала богиня зерна Церера, в честь которой организовывали праздник Цересалия. У кельтов день первого урожая назывался Лугнасад в честь бога Луга (в переводе с кельтского «сияющий»). Он – бог искусств и ремесел: покровительствует плотникам, кузнецам, арфистам, врачевателям, кравчим, земледельцам, воителям и героям. Если быть точнее, то Лугнасад переводится как «Свадьба Луга».
До наших дней дошла древняя легенда, согласно которой Луг основал этот праздник в память о своей приемной матери, богине Таилтине. Она тоже имеет связь с землей, плодородием, а ее имя «Tailtin» происходит от слова «talam», то есть «земля». Во время Ламмаса начинали собирать первые плоды и вкушали их, приобщаясь к энергии плодородия.
Так люди стремились заручиться поддержкой высших сил, чтобы и дальше получать богатые урожаи, а жизнь оставалась благополучной и счастливой. Ламмасом этот праздник называли христиане в средние века, что переводиться как «хлебная месса» (loaf mass), ведь из первых собранных зерен обязательно пекли свежий хлеб.
Во время многих праздников в Европе с давних пор проводились игры и соревнования в честь мертвых. Существует мнение, что первые Олимпийские Игры были именно знаком памяти героев, погибших на поле брани. Еще одна европейская традиция состоит в приношении части урожая богам и предкам и проведении пира в их честь. Также этот обычай встречается в туземных культурах.
Полагают, Вильяма Рыжего принесли в жертву во время Ламмаса, чтобы страна начала возрождаться. Другие думают, что в случившемся есть вина его брата Генри, который тоже участвовал в этой охоте и позже был коронован. Траурная процессия шла из леса в город через деревни, и народ оплакивал своего правителя как Джона Ячменное Зерно. А Нью Форест с тех пор стал пристанищем ведьм и цыган, причем не только во время Ламмаса.
У саксонского праздника в честь урожая зерна интересные и богатые традиции. Во время Ламмаса над первым снопом пшеницы проводили обряд жатвы. После чего зерно молотили, мололи и готовое тесто сразу отправляли в печь. Первая семья, которая успевала закончить сбор урожая, делала зерновую куколку. Ее передавали следующей семье и так до тех пор, пока куколка не оставалась у тех, кто заканчивал сбор последними.
Но на этом путешествия куколки не заканчивались – в день Бригит ее клали в кроватку в корзине с хлебом или кувшином виски, а потом носили корзину по домам. Считалось, что так весна придет быстрее. В Шотландии традиция, связанная с Лугнасадом, немного отличается: младший из детей срезал последний сноп и плел из него зерновую куколку.
Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:
В Ламмас брали большое тележное колесо, смазывали его дегтем, поджигали и скатывали с холма. Это был древний языческий обряд, обозначавший конец лета, – пылающее колесо считалось символом умирающего бога солнца.
Первые три дня августа в Македонии отмечали праздник Дриад, духов деревьев. В это же время римляне проводили Гераклии, игры в честь Геракла, где все испытания были призваны пробудить дух героя в сердцах тех, у кого не хватало силы и храбрости.
Часто Ламмас приходится на последнее воскресенье июля или первое воскресенье августа. В современной Ирландии до сих пор жива традиция ходить на холмы и в леса за черникой именно в эти дни. Стоит сказать, что эта ягода у ирландцев считается одним из символов щедрости Матери Земли.
Все попытки церкви избавиться от древних кельтских обычаев и празднования дня начала жатвы не увенчались успехом. Тогда священники решили придать обрядам Лугнасада религиозный характер, в результате чего праздник стал отмечаться в воскресенье, в это время давали благословение временным бракам, освящали первые плоды, и так далее.
Постепенно в языческие сборища на холмах в честь Ламмаса начали вноситься христианские обряды, а во время подъема в горы паломники посещали святые места. В самых людных местах сборищ строились часовни, появлялись мощи святых, целительные источники. Но стоит сказать, что все попытки перенести празднование Ламмаса с вершины гор на равнину оказались все-таки несостоятельны.
Традиции праздника Ламмас
Символы праздника
В этот день разные народы благодарят и просят покровительства у таких богов, как Баал, Лу, Джон Ячменное Зерно, Бога Зерна, а также у богинь: Деметры, Цереры, Матери Зерна, Фрейи.
Символами Лугнасада считаются буханки хлеба, снопы пшеницы, ячменя, овса, фрукты, зерновые куколки, солнечные колеса, полная луна, инструменты для жатвы. Кроме того, на празднике присутствуют летние цветы, колосья, серп, хлеб.
Цветами дня первого урожая являются оранжевый, золотой, желтый, светло-коричневый, зеленый.
Камни, связанные с праздником Ламмас – это бриллианты, сардоникс, перидот, цитрин, авантюрин.
Животными-символами праздника называют петухов и телят, а также в этот день почитают мифических существ – феникса и грифона.
Отдельно стоит сказать о растениях – символах Лугнасада. Это пшеница, рис, кукуруза, рожь и ячмень, акация, алоэ, мирт, подсолнух. В этот день используют такие благовония, как алоэ, розу, розмарин, ромашку, ладан, сандал.
Главной едой праздника урожая являются хлеб, картошка, пироги с ягодами, ячменные булочки, орехи, яблоки. А из напитков на Ламмас лучше выбрать травяные чаи, пиво, ягодное вино.
Хлеб Ламмаса
Напомним, что Ламмас – это не только праздник первого урожая. Что еще важнее, это день первого хлеба, первой буханки. А значит, и первый отрезанный ломоть тоже праздничный, во многих ковенах (так называют сообщества ведьм, ведуний) его посвящают богу плодородия и изобилия.
В Ирландии нельзя было приступать к уборке урожая до Ламмаса, ведь если хлеб собрать слишком рано, то его может не остаться на весну. Да и ранняя жатва говорила не в пользу хозяина – значит, у него не получилось рассчитать расход зерна, кладовые опустели, и все соседи понимали, что это боги отвернулись от него.
Рачительный хозяин не спешил жать. В вечер перед началом Ламмаса он срезал первый сноп, молотил, а его жена ночью пекла первый ритуальный хлеб.
Очень важно, чтобы хлеб был не слишком маленьким, ведь его делили на части: первую приносили в жертву во время Лугнасада, чтобы в этом году был хороший урожай, другую оставляли Малому Народцу в полях и домах, третью делили между членами ковена или семьи, и последнюю убирали в пергамент и деревянную коробку. Храниться этот кусок хлеба мог до следующего Имболка или нового Ламмаса – все зависело от традиций.
Статьи, рекомендуемые к прочтению:
Если вы никогда раньше не ставили тесто и не пекли хлеб, то нет лучшего времени для первой попытки, чем Ламмас. Попросите покровительства у Луга, которому подвластны все ремесла, и дерзайте. Тогда ваш первый хлеб станет лучшим подношением богам.
Буханку хлеба украшают изображением колоса или Колеса Года, у которого обод имеет форму колоса. Известная хлебная «коса-хала» имеет те же корни и является стилизованным изображением опять же колоса.
Иногда хлеб на Лугнасад могут готовить в форме фигуры божества, в этом случае, замешивая тесто, его нарекают одним из имен бога: Лугом, Осирисом, Адонисом. Хотя стоит сказать, что есть и традиции, в которых не принято давать имени, просто лепят фигурку Хлеба, хлебного человечка, души хлеба. Также может быть не одна, а две фигурки – хозяину хлеба пекут «Невестушку» или, как ее иначе называют, «Матушку». Интересно, что пару фигурок лепят по отдельности, а уже при выпекании они превращаются в единый ритуальный хлеб.
Другая замечательная форма хлеба для Лугнасада – это рогалики. Их точно так же, как и весь ритуальный хлеб пекут либо по одной штуке, чтобы положить на алтарь либо сразу много для всех близких. Более современными вариантами подношений являются медовые пряники, а также кукуруза в початках или в виде попкорна.
Несмотря на то, что «Невестушку» могут печь из хлеба, Богиню – Матерь Урожая – в праздник обычно изображает кукла из колосьев. Идеальным союзом символических Бога и Богини является особым образом оформленная корзина – она должна нести символику Богини, то есть цветы, ленты, косы. Внутрь нее кладут первые буханки хлеба и разные угощения на Ламмас: пироги, рогалики, булки, просто свежий хлеб с медом.
Прекрасно подойдут на Ламмас пироги с яблочной начинкой. А если такое печеное изделие украсить «косичкой», покрытой сахарной пудрой, то оно будет перекликаться с общей символикой дня первого урожая. Испеките сразу много ритуальных пирогов, тогда вы сможете поделиться ими с соседями и друзьями.
Праздничная еда
Как вы уже догадались, главной едой на время Ламмаса становятся разные виды хлеба: караваи, булки, пироги, маленькие пирожки, крендели, калачи, лепешки. Главное, чтобы хлеб был свежим и желательно сделанным своими руками.
Из всей возможной пищи животного происхождения в Ламмас традиционно употребляют лишь молоко, мед, масло. Тогда как напитков, наоборот, всегда был большой выбор: сидр, яблочное и ягодное вино, ягодный квас, морсы, слабая медовуха, светлое пиво.
Вот несколько рецептов блюд для Ламмаса, если в 2018 году вы решите его отпраздновать:
Каша семи зерен
Вам понадобятся цельные или дробленые зерна ячменя, пшеницы, ржи, овса, гречки, а также горох и бобы. Для приготовления каши на Лугнасад все крупы необходимо сварить по отдельности до полуготовности, после чего соединить, размешать, сдобрить медом, маком и поставить в духовку томиться в течение нескольких часов.
Медовые булки
сметана – 1/2 стакана;
молоко – 1,5 стакана;
Подогрейте молоко до +38…+40 °С, разведите в нем пару чайных ложек меда, добавьте дрожжи, полстакана муки и оставьте в тепле примерно на 15 минут, чтобы смесь начала бродить.
Когда время истекло, добавьте остальные ингредиенты, кроме изюма, и тщательно размешайте. Теперь, прежде чем лепить булки на Лугнасад, дайте тесту постоять не меньше часа.
Положите изюм, пусть тесто отдохнет еще 30 минут, затем можно формировать булки. Обязательно обмажьте булочки яйцом, после чего поставьте в духовку и пеките при +180 °С до появления золотисто-коричневой корочки.
Кукурузный хлеб
кукурузной муки – 3 стакана;
пшеничной муки – 3 стакана;
сахара – 1/2 стакана;
растительного масла – 5 ст. ложек;
Тушеная баранина с овощами
сладкие перцы – 4 шт.;
Мелко нарежьте лук, помидоры, зеленый сладкий перец (из него нужно заранее удалить семена), посолите, поперчите и залейте горячей водой. Добавьте крупный кусок баранины, курагу, тушите до готовности. После того как мясо приготовилось, отделите его от костей, нарежьте небольшими кусочками, еще раз положите в получившийся соус и проварите. Это традиционное для Лугнасада блюдо подается в том соусе, в котором оно готовилось.
Ежевичный морс
Переберите и промойте ягоды ежевики, разомните, чтобы получить сок, слейте его в стеклянную посуду с крышкой и поставьте в холодильник. Оставшийся жмых залейте горячей водой, доведите до кипения, проварите в течение 10 мин, после чего процедите. Итак, у вас получился отвар, соедините его с охлажденным соком, положите сахар, перемешайте. Чтобы усилить ягодный аромат, можно добавить малиновый сок – до трети объема. Есть еще одна тонкость, касающаяся этого традиционного для Лугнасада напитка, – сам по себе ежевичный сок довольно кислый, поэтому его лучше разбавлять водой, добавляя сахар.
Клюквенный лимонад
газированная вода – 1 л;
цедра половины лимона.
Разомните ягоды деревянной ложкой, сок процедите либо можете воспользоваться соковыжималкой, добавьте сахар и газированную воду. Свежая цедра лимона придаст лимонаду приятный аромат.
Обряды праздника Лугнасад
Поскольку важно правильно провести день первого урожая, подробнее расскажем о том, как праздновать Ламмас. Накануне 1 августа проводились обряды со скотом ради того, чтобы уберечь его от напастей. Больше всего внимания уделяли коровам: им мазали смолой хвосты и уши, навязывали на хвосты красные или синие нитки, а над выменем произносили заклинания.
Один из древнейших обычаев Ламмаса требует искупать скот в море или в реке в этот день. Если не было возможности провести обряд со всеми животными, то должны были участвовать хотя бы лошади. Вероятно, ритуал сохранил в себе языческие обычаи, ведь церковь в 1647 году запретила такие действия специальным постановлением.
Основной частью дня первого урожая были обряды, связанные с началом жатвы. На самом деле, не всегда Лугнасад приходился на 1 августа, праздник проводили как только созревало зерно и устанавливалась хорошая погода. Ведь ни один земледелец не станет губить урожай только из-за определенной календарной даты.
В поле на Ламмас выходили всей семьей, надев лучшие наряды. Проводил ритуал и срезал первый сноп глава семьи, то есть самый старший человек в роду. Например, на Гебридских островах жнец поднимал сноп над собой и трижды обводил им вокруг головы, пока его домочадцы пели песню, в которой просили богов благословить урожай.
Во время Лугнасада собранное с первого снопа зерно быстро обмолачивали «на руках», то есть мельницу и чашку, в которую сыпалась мука, держали на весу. Это же относилось и к замесу теста: его готовили на шкуре ягненка, которую растягивали члены семьи. Огонь для выпечки хлеба разводили на дровах определенных пород деревьев. Считалось дурной приметой, если кто-то ронял на землю даже немного муки, кусочек теста или хлеба. Обычно на Лугнасад готовили один большой хлеб и маленькие хлебцы, предназначавшиеся для каждого члена семьи – их ели, пока те не остыли.
Все обряды, во время которых ели первые плоды, были необходимы, чтобы заручиться поддержкой духов или богов и новый урожай не принес вреда. Очень значимым считалось первое вкушение хлеба на Ламмас, поэтому в трапезе участвовала вся семья. Верили, что этот ритуал спасет от голода, и недостатка в пище не будет в течение всего года.
Еще один каравай пекли на Лугнасад из последнего сжатого снопа – язычники верили, что в нем обитает дух зерна. Поэтому последний сноп срезала сразу группа из нескольких человек. Они должны были все вместе опускать серпы, тогда было непонятно, кто именно виновен в смерти бога зерна. Правда, стоит отметить, что согласно языческим верованиям, бог сам жертвовал собой ради будущих богатых урожаев.
Жатва занимает около недели, и ее завершение не менее важно, чем начало. Отметим, что Лугнасад празднуют тоже не одни сутки. С первым снопом все довольно просто – все народы придают ему положительное значение, верят, что в нем содержится вся целительная, охранная сила, плодоносящая мощь полей, божественное начало. Тогда как последний сноп требует особого внимания.
В Шотландии последний сноп называли старухой, ведьмой, каргой – «cailleach» или «carline», в Уэльсе – тоже ведьмой («gwrach»), а в Ирландии гораздо мягче – бабушкой («granny»). Если жители шотландского Лоуленда закончили жатву поздно, ближе к заходу солнца или ночью, то последний срезанный в Ламмас сноп называли старухой, а если управиться удавалось утром или днем – то и сноп был девицей. Отметим, что в этой традиции совместились два распространенных в Британии типа обрядов, проводимых с последним снопом.
В некоторых регионах последнему снопу могли давать название животного: в Уэльсе это обычно был заяц, на юге Шотландии – белая кобыла, на Гебридах – хромая коза, а волк, собака, лиса, перепелка использовались параллельно со словом «старуха». Такую особенность связывали с поверьем, согласно которому дух растений может принимать звериное обличие, если ему нужно спрятаться в последних колосьях поля, ведь волшебство на Лугнасад – это обычное дело.
Многие народы считали, что, срезая единственный оставшийся в поле сноп, можно навредить скрывающемуся в нем божеству. По этой причине жнецы спешили первыми закончить в Ламмас работу на своем участке, ведь тогда им не нужно было рисковать, собирая последние колосья. Их связка у ирландцев называлась «cailleach», то есть «старуха-ведьма» – ни одна хозяйка не хотела приносить ее в свой дом и весь год «кормить».
Со временем общинные поля заменили личные участки, тогда хозяева были вынуждены брать на себя ответственность и срезать колосья. Тогда же появился ритуал – последний сноп наряжали в платье, чепец, передник. Такую куклу на Оркнейских, Шетландских островах исподтишка подбрасывали на соседское поле, если те пока не окончили жатву.
На территории всей Британии верили, что вместе с последним снопом, собранным в Ламмас, семья забирает в дом несчастье. Пытаясь избежать этого, в Шотландии и Уэльсе оставшиеся колосья связывали, после чего каждый жнец по очереди пытался их срезать – глаза у всех участников были завязаны. А в Ирландии жнецы все вместе брались за последние колосья и срезали их одновременно.
В некоторых местностях существовала традиция уничтожать последний сноп, ведь он был близок к нечистой силе. В Ист-Ридинге во время Лугнасада на поле из него разжигали костер, спасая жителей от необходимости нести беду в дом и даруя свободу растительному духу.