РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
2. Организованность сознания- внимание.
5.Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
6.Младший школьный возраст.
7.Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
8.Упражнения на развитие внимания.
9. Эмпирические исследования внимания.
10.Развивающие игры и упражнения.
12.Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,01 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Виды внимания
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания.
В некоторых исследованиях непроизвольное внимание называют пассивным, в других – эмоциональным. Когда говорят о пассивном внимании к объекту, то подчёркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение, называют эмоциональным, выделяют связь между объектом внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности, связанными с этим объектом. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот опыт характерен для познавательной деятельности дошкольников. Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь привлекает внимание своей формой. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. Например, свежий номер стенгазеты всегда будет замечен. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесёт в класс и сразу развесит наглядные пособия, которые ему нужны во время объяснения, то он отвлекает внимание учащихся от ответов при опросе, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, и поэтому исчезает дополнительный фактор привлечения внимания. Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длинную паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других учеников, отвлекает от работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины. Рассказ привлечёт внимание ребят, которые ещё не успели сосредоточиться. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нём, с его значимостью для личности. Удовлетворение в потребности приводит к угасанию непроизвольного внимания. Предметы, создающие в процессе познания другие яркие эмоциональные тона (мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Ещё большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим (героем книги, исходом соревнования) и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчёркивать, что нового узнают дети, а в заключении отметить, чему они научились.
Методические приёмы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и через него привлечь их внимание к другим предметам, различно. Так, для закрепления иностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные пособия – картинки с изображением предметов, соответствующих лексике, прослушаны стихи или песни на иностранном языке.
Синонимами слов произвольного внимания являются слова – активное и волевое.
Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
А произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществлять. Например, когда бухгалтер подсчитывает результаты, он не может быть не сосредоточенным, если не хочет получить положительные результаты.
Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформулировано независимо от самой личности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.
К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между учащимися во время работы затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты доказывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполнения работы, значительно ослабляет произвольное внимание. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Третий вид внимания – послепроизвольное. Оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенные различия. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживает как потребность, а её результат личностно значим. Так, ученик может начать делать арифметические примеры без всякого интереса, заставив себя сосредоточить внимание на их решении. Во время работы по той или иной причине (например «не выходит, а я его всё-таки сделаю») у него возникает такое отношение, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает, оно остаётся прикованным к предмету – ученик увлёкся процессом решения задач.
1.2. Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качественными или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение, концентрация и объём внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств.
Устойчивость – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности при направленном сосредоточении. Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он сам не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознаёт важность, значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых интересов – одно из важных условий повышения внимательности учащихся на уроках, успешность учебного процесса.
Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
В случаях, когда деятельность в продолжении длительного времени остаётся неизменной, а происходит лишь смена объектов, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно недолжно быть слишком частым – оно может иметь отрицательные последствия. Выделяют ряд показателей переключения внимания. Это прежде всего время, затраченное на переход от одной деятельности к другой, производительность, или продуктивность работы, качество, точность. При неполном, незавершённом переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. Поэтому при организации внимания учащихся на уроке как время переключения, так и особенности выполнения работы после переключения внимания. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая.
Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует значительных усилий и времени. Необходимость переключения внимания учащимися обусловлена особенностями протекания самого учебного процесса: сменой различных школьных предметов в течение рабочего дня, последовательности этапов изучения материала на уроках.
Наряду с переключением внимания выделяют его отвлеченность. Отвлечение – это непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения.
Объём – количество одновременно отчётливо воспринимаемых объектов. Объём внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определения объёма внимания показывают группу объектов )цифр, отдельные предметы), в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый в условиях такого опыта называет лишь некоторые предметы, а об остальном говорит, что они были, но он не успел обратить на них внимание. Для отражения предметов, попавших в поле зрения, необходимо более длительное время. У взрослого человека объём внимания равен 4-6 объектам, не связанных между собой.
Распределение – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Важное значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимается материал учащимися. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагировать на отвлечение учащихся, на нарушение или дисциплину. Распределение внимания необходимо учителю и при опросе учащихся, когда важно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зрения весь класс. Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.
Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом.
Концентрация внимания тесно связана субъектом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределение внимания и тем больше возможности сильной концентрации. Состояние глубокой концентрации внимания – необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности. Результативность внимания зависит не только от наличия отдельных свойств, но и от правильного сочетания их при выполнении определённой деятельности.
Типы внимания
Внимание, как психологический процесс, выражающийся в направленности сознания на определённые объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в общее свойство человека, он становится внимательным по отношению к этим объектам. Внимание, став свойством личности, т. е. внимательностью, представляет собой уже самый высокий его уровень.
Морально воспитанное внимание – это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им нравственными требованиями. Человек с морально воспитанным вниманием не пройдёт мимо нуждающихся в помощи.
Высокодисциплинированное внимание, соответствующее требованиям определённой профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на работе, в опрятности своей рабочей формы.
Существуют отрицательные свойства внимания. Это невнимательность. Существует три типа невнимательности.
Первый тип – рассеянность – возникает при отвлекаемости и очень малом интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют порхающим вниманием.
Второй тип, наоборот, определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Такая невнимательность может возникнуть учащегося, получившего важное известие из дома и всё время думающего о нём.
Третий тип выражается в слабой интенсивности внимания, обычно появляется в случаях выраженного переутомления.
Иногда встречаются учащиеся, получающие от преподавателей при теоретической подготовке вполне положительные оценки их внимания, а в условиях произвольного или производственного обучения оказывающихся неуспевающими из-за недостатка внимания. В классе они всегда внимательны, не отвлекаясь слушают преподавателя, но такое хорошее классное внимание, достаточное при отсутствии отвлекающего его внешних раздражителей, когда нет необходимости ни широкого распределения, ни быстрого переключения, оказывается тебким в условиях производственной деятельности.
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит потенциальное развитие произвольного внимания. Однако конкурирующим с ним по-прежнему остаётся непроизвольное внимание. Дети легко отвлекаются при появлении новых раздражителей (новый костюм, новая причёска учителя, громкое замечание и т. п.).
Узким остаётся объём внимания, например, в том, что дети не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ о её авторе; выполняют арифметические действия, но тут же забывают, с какими числами совершали действия.
Внимание пока мало устойчиво, поэтому учителю приходится прилагать значительные усилия для его поддержания. Этому способствует эмоциональная насыщенность урока, большой объём образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности.
У младшего школьника увеличивается объём внимания, его устойчивости. Непроизвольное внимание становится особенно сконцентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течение 30-35 минут. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов ученика, вместе с ростом сознания ответственности за успех учебной деятельности.
Младший школьный возраст
С переходом к обучению в школе ребёнок включается в систематически организованную деятельность.
Внутренне ребёнок готов к переменам, поскольку к 7 годам он уже начинает осознавать себя не только субъектом деятельности, но прежде всего субъектом общественных отношений.
У младшего школьника активно формируются нравственные суждения, представления.
Эмоции. У младших школьников чаще всего преобладают жизнерадостное, бодрое настроение.
Развивается осознанность своих и понимание чужих эмоций. Однако, как выяснилось в исследованиях Н. С. Пейтка и П. М. Якобсон, семилетний ребёнок часто не умеет правильно воспринимать выражение гнева, страха, ужаса.
В этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственных чувств ( чувство товарищества, дома, чести); интеллектуальных чувств; эстетические чувства.
Взаимоотношения младших школьников опосредуются успешностью в обучении.
Общение со сверстниками осуществляется в этом возрасте по принципу половой гомогенизации. Дети разбиваются на два противоположных лагеря со своими правилами и ритуалами поведения.
Младший школьный возраст – это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений.
Развитие познавательной сферы.
Восприятие отмечается слабой дифференцированностью, что проявляется часто в том, что дети путают предметы, имеющие определённые сходства (цифры 6 и 9, буквы Е и З и др.). дети хуже воспринимают схематические и символические изображения, чем наглядные.
К возрастным особенностям восприятия относится нецеленаправленность. Определённые трудности возникают при восприятии пространства и времени.
Память. В это период получают развитие все виды памяти. Большую роль в учебной деятельности младших школьников продолжает играть непроизвольное запоминание. Легко запоминается то, что интересно.
На протяжении всего младшего школьного возраста наглядный материал запоминается лучше, чем словесный. Получает развитие произвольное запоминание.
Мышление младшего школьника интенсивно развивается и преодолевает путь от наглядно-действенной и конкретно-образной форм, от допонятийного к словесно-логическому мышлению на уровне понятий.
Формируется понятийное мышление. М. Н. Шардоков, исследовавший закономерности развития мыслительных процессов в этом возрасте, выявил, что операции анализа и синтеза развиваются от практически-действенной, чувственной формы к умственной. Анализ для младших школьников является более лёгким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез.
По данным Ж. Блаже, в младшем школьном возрасте появляется представление о сохранении количества.
Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребёнка в окружающей действительности, создаёт возможности усвоения научной картины мира.
Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены.
Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи.
Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито» [7, С, 54]. Но наличие многообразных ученических обязанностей, вся обстановка школьной жизни, способствует развитию этого вида внимания. В каждой учебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес для ученика, и часто он принужден произвольно сосредотачиваться на предмете в силу опосредованного интереса к работе.
Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя, получить хорошую отметку. На уроке младший школьник внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.
Концентрированность или интенсивность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.
Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке. Учителю иногда и не догадаться, что служит причиной рассеянности детей.
Рассеянность младших школьников особенно часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций.
Многие недостатки внимания исчезают у ученика в процессе правильно организованной учебной работы.
Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.
Особенностью внимания младших школьников является то, что оно очень часто поддается внешним воздействиям, в большей степени зависит от условий, в которых идет работа учащихся. Часто то, что не влияет на внимание старших школьников, служит большим отвлекающим фактором для младших учащихся.
Интересные данные о развитии внимания в 1-3 классах получены в исследованиях Г.Н. Понарядовой [21,С. 10-16]. С помощью лонгитюдного метода она изучила развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Было выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания.
Одной из причин невнимательности ребенка является общее слабое состояние его здоровья. Невнимательностью отличаются нервные, болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы. Школьники бывают рассеянными на уроках также вследствие того, что они не досыпают, нерегулярно питаются, не соблюдают правильного режима дня.
Такова краткая характеристика свойств внимания младшего школьника, зависящих в большей степени от возраста. Однако учителю нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.
Упражнения на развитие внимания.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Исследование внимания у детей младшего школьного возраста».
Цель данной работы – определить развитие внимания учеников третьего класса МКОУ «Радченская СОШ»
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить уровень развития внимания детей в 3 классе.
3. Разработать систему упражнений, способствующих развитию внимания.
Для обследования я взяла группу детей МКОУ «Радченская СОШ» В 3 классе 15 человек, из них 8 девочек, 7 мальчиков. Работали ребята активно. На контакт шли хорошо. Результатами были довольны.
1. Исследование переключения внимания.
Цель: определить уровень переключения внимания.
Материал: четыре таблицы Шульте, указка, секундомер, ручка и листок для записи результатов.
Ход опыта: В первую очередь сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проводится индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть её целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции.
Инструкция: Сейчас я тебе поочерёдно буду предлагать таблицы, где нарисованы цифры от 1 до 25 в произвольном порядке. Ты должен как можно быстрее отыскать числа по порядку, показывая на них указкой.
Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой таблице. Время суммируется, после этого ведётся обработка результатов.
Обработка и оценка результатов.
При обработке результатов обследования подсчитывается общее время поиска цифры по всем черырём таблицам.
Уровень развития у испытуемых переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.